Деликатесы «второй свежести»

Как правильно выбрать мясную и рыбную продукцию к новогоднему столу

01

До начала новогодних праздников и длинных каникул остается месяц с небольшим, и увлеченные хозяйки уже сейчас начинают продумывать, чем потчевать гостей и удивлять домашних на Новый год и Рождество. Главное сейчас — в ажиотаже закупок не приобрести некачественные продукты, чтобы не нанести вред здоровью и не испортить настроение на все новогодние каникулы себе и домочадцам.

На что нужно обязательно обратить внимание, покупая рыбную и мясную продукцию, как выбрать свежие и качественные продукты?
Маркус Вера— При выборе мясной и рыбной продукции в первую очередь нужно обратить внимание на ее внешний вид, на органолептические показатели: внешний вид и запах, — советует Вера Маркус, инспектор отдела государственного ветеринарного надзора и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям. — Цвет свежего мяса — от бледно-розового до красного, в зависимости от видового происхождения. Если выбираете рыбу, нужно обращать внимание на жабры (они должны быть ярко-красными, а не посеревшими и не почерневшими), глаза не должны быть сухими и впалыми, на рыбе не должно быть наружных повреждений. Также нужно смотреть, чтобы сама структура продукта была не водянистой и упругой. Еще один важный критерий — запах, он должен быть естественным, без кислого, затхлого, гнилостного душка.
Специалисты рекомендуют особое внимание обратить на условия хранения продукции и соблюдение температурного режима. Нужно знать, что охлажденная продукция должна храниться при температуре от 0 до +4 градусов С, замороженные мясо и рыба — при температуре не выше минус 12 градусов С. Температура выше указанной приводит к быстрому развитию патогенной микрофлоры, которая вызывает порчу продуктов животного происхождения и, как следствие, может вызвать развитие кишечных расстройств. Если вы видите, что «охлажденка» просто лежит на прилавке в отапливаемом помещении, ее приобретать не стоит.
— Мы всегда призываем покупателей, чтобы они приобретали продукцию только на санкционированных площадках, оборудованных холодильно-морозильными установками, которые поддерживают условия хранения, заявленные производителем, — продолжает Вера Маркус. — Мы против того, чтобы продукция продавалась и приобреталась с машин или с открытых прилавков на автобусных или трамвайных остановках.
Не стоит покупать с рук на стихийных рынках продукты домашнего производства — копченую речную рыбу, сало домашнего копчения и другие «вкусности» из-за риска нанести вред здоровью.
Сегодня набирает популярность такой вид торговли, как покупка через мессенджеры у частных лиц. В этом случае потребитель вынужден полностью полагаться на честность продавца. Делая заказ и оформляя доставку на дом, он не может проверить, где, как долго и при каких условиях хранилась приобретаемая продукция.
Между тем срок годности — это период, в течение которого продукт можно употреблять без риска для здоровья. У каждого вида продукции он свой. Так, охлажденная говядина может храниться не более 16 суток, свинина — не более 12 суток, субпродукты — не более двух суток, мясо птицы — 5 суток.
Также сегодня активно рекламируют себя рыбные ярмарки. Специалисты советуют при покупке рыбных деликатесов и икры обязательно смотреть на органолептические показатели, чтобы внешний вид и запах не вызывали сомнений. Если продукция (например, икра лососевых) продается на разновес, на таре, из которой она фасуется, должна быть маркировка с указанием производителя и даты выработки. Можно попросить у продавца ветеринарное свидетельство на продукцию и сравнить данные в документе и на маркировке, они должны совпадать. И, конечно, нужно обратить внимание на условия хранения. Чем дольше хранится рыба, тем больше вероятность развития патогенной микрофлоры, поэтому важно, чтобы она лежала в витрине-холодильнике, а не на прилавке в теплом помещении.
— Обязательно нужно обращать внимание на маркировку продукции, где можно увидеть производителя, наименование, дату выработки и проверить срок годности, — уточняет Вера Маркус. — Никогда не стесняйтесь спрашивать у продавцов ветеринарные свидетельства и справки, это гарантия, что продукция прошла ветсанэкспертизу и допущена к реализации. В документах указаны производитель, место производства и дата выработки.
Ветеринарные документы оформляются на специальном бланке. Но сегодня они оформляются и в цифровом виде, и их можно посмотреть на экране любого смартфона. Покупатель может попросить, чтобы продавец на своем смартфоне показал QR-код на продукцию, и со своего смартфона считать его. С помощью QR-кода можно увидеть всю информацию о продукте, включая производителя, включая условия транспортировки и хранения продукции. Если это сырье (непереработанное мясо), в документах должно быть указано, подвергнуто ли сырье ветеринарно-санитарной экспертизе.
— К сожалению, несмотря на все меры контроля, мы периодически выявляем нарушителей, которые реализуют продукцию либо не прошедшую ветсанэкспертизу, либо вообще не имеющую документов, подтверждающих ее качество и безопасность, — продолжает Вера Маркус. — Россельхознадзор постоянно проверяет точки реализации продукции животноводства. Сейчас на проверки наложено вето, выездные обследования мы проводим только по обращениям потребителей. Но мы постоянно наблюдаем за соблюдением норм ветеринарного законодательства через ФГИС «Меркурий» и выявляем множество нарушений.
Нарушения связаны и со сроками годности продукции, и с несоблюдением температурного режима. Не раз выявлялись случаи, когда производитель заявлял по документам замороженную продукцию, поставщик, который ее перекупил для поставки в точки реализации, уже оформлял по документам ее как охлажденную.
ФГИС «Меркурий» помогает добиться максимальной прозрачности производства по всей технологической цепочке от фермы до прилавка. Готовый продукт должен сопровождаться документами от производителя до конечного потребителя, это позволяет инспекторам проследить путь товара и увидеть нарушения.
— Когда мы выявляем такие случаи, выдаем предостережения, блокируем недобросовестных участников рынка, чтобы у них не было доступа к оформлению в информационной системе «Меркурий»,— говорит инспектор Россельхознадзора. — Доносим всю информацию до хозяйствующих субъектов и предупреждаем потребителей, чтобы они более внимательно относились к покупке продуктов животного происхождения.
Вывод: не стоит делать покупки на стихийных рынках или у сомнительных продавцов в интернете, это может привести не только к испорченному настроению, но и к проблемам со здоровьем. Обязательно обращайте внимание на срок годности, так как в предпраздничной суете легко купить залежалый товар. Не берите продукцию, особенно скоропортящуюся, на которой не указана дата выработки. Спрашивайте у продавцов ветеринарные документы на продукцию. Берегите себя и своих близких!
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

Логотип ВНИИКРУправление Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям:г. Томск, пр. Фрунзе, 109-а, тел. 8(3822) 446-385, 8(3822) 444219, e-mail: rshn33@fsvps.gov.ru.
Томский филиал ФГБУ «ВНИИКР» («Всероссийский Центр карантина растений»): г. Томск, пр. Фрунзе, 109-а, тел. (3822) 266-231, 262-892, сайт: vniikr.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *