Эффективность инноваций: «ТРИЦ» помогает высокотехнологичным компаниям качественно реализовывать проекты

foto-tricportal

Томская область входит в десятку ведущих инновационных регионов России. Специфика экономики нашей области в том, что из 62 тысяч хозяйствующих субъектов 90% составляют микропредприятия и ИП, и именно они сегодня занимаются инновационными разработками. Эффективность инновационных предприятий не всегда можно измерить с помощью традиционных методов, для этого нужен комбинированный подход, учитывающий не только количественные, но и качественные показатели, в том числе социальные эффекты от инноваций.

Не все показатели работают

— Действительно, не всегда можно оценить только по количественным показателям работу тех инновационных компаний, которым мы оказываем поддержку, — говорит руководитель автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр» («ТРИЦ») Олег ТОРОШ. — К примеру, если взять такой показатель, как создание рабочих мест, то в инновационном бизнесе его рост не всегда является характеристикой успешного проекта.

Когда компания приступает к реализации проекта, она набирает штат сотрудников. Но в определенный момент ее развития набор персонала прекращается, и возможно, даже начинается сокращение штата — к примеру, после приобретения высокопроизводительного оборудования для серийного производства инновационной продукции. Это неизбежное следствие модернизации и переоснащения, оптимизации производственных процессов, без чего инновационное производство немыслимо.

— Такая ситуация сегодня в тренде, — продолжает Олег Торош.— В высокотехнологичных производствах есть такое понятие, как безлюдные технологии. К примеру, компания «Артлайф», с которой мы успешно взаимодействуем, занимается производством чая и биологически активных добавок. Производство размещено в пятиэтажном здании, а обслуживают производственный участок несколько человек. Компания применяет безлюдные технологии, все операции выполняет автоматика — от россыпи чая до упакованных коробок с пакетиками, которые уходят на склад. Можно ли говорить об эффективной реализации проекта? Да, безусловно. Компания занимает лидирующие позиции на рынке, имеет представительство более чем в 26 странах мира. А рабочих мест созданы единицы. С одной стороны, мы боремся за этот показатель, потому что происходит пополнение областного бюджета за счет налоговых отчислений, а с другой стороны мы наглядно видим, что он не всегда свидетельствует о качестве реализации инновационного проекта.

Еще один количественный показатель — уровень доходности компании. Если фирма имеет высокие доходы, значит, она эффективно выводит свой инновационный продукт на рынок. Но высокий уровень доходности говорит об успехе лишь в том случае, если доходы не «съедаются» большими затратами, в том числе за счет большого штата сотрудников и отсутствия оптимизации производственных процессов.

— Невозможно судить об эффективности проекта лишь с точки зрения количественных показателей, — добавляет руководитель «ТРИЦ». — Я бы сказал, что можно и нужно рассматривать эффективность инновационного проекта комбинированным методом, когда мы учитываем и количественные, и качественные показатели. Качественные — это не только качество продукта, его технические и прочие характеристики, но еще и, к примеру, социальный эффект.

Один из партнеров «ТРИЦ» — ООО «Центр корпоративной медицины», создает уникальные услуги по обучению — разрабатывает инновационные курсы первой помощи выездного плана для арктических и северных зон, для работающих на севере специализированных организаций. Для центра был приобретен полный комплекс оборудования для оснащения учебного зала и манекены на сумму более чем 20 миллионов рублей.

— Можно смотреть с точки зрения прибыли, рентабельности, бюджетной эффективности, количества созданных рабочих мест, а с другой стороны, можно оценить эффект от инноваций совершенно иначе — сколько людей, прошедших курсы, не допустили летального исхода при обморожении человека на севере, — говорит Олег Торош. — Даже одна спасенная человеческая жизнь перевешивает все другие показатели. Социальный эффект заключается не только в спасении жизни, но и в повышении ее качества, создании комфортных условий. Я за то, чтобы комбинировать количественные и качественные показатели, и это позволит максимально объективно оценить эффективность от реализации проектов.

Мониторинг, аудит, конкурсы

Инновационный бизнес – это достаточно рискованная деятельность, отмечают специалисты. Здесь есть еще одна закономерность, характерная именно для этого бизнес-направления: эффективность от реализации одного венчурного проекта перекрывает неудачу по другим девяти. За годы работы инжинирингового центра с 2013 года были проекты, получившие поддержку и оставшиеся на прежней стадии, были единичные случаи, когда проекты закрывались.

— Считаю, для того, чтобы увидеть комплексную эффективность проекта, необходимо качественно отбирать проекты до оказания поддержки, — говорит Олег Торош. — Если мы взяли проект заведомо невозможный к выходу на рынок, неконкурентоспособный по цене или другим параметрам, как бы ни старались за счет государственных денег его поддержать, выделить средства на инжиниринговые услуги, на промышленный дизайн, на исследования, даже купить оборудование, эффективности мы не увидим. Моей основной задачей является качественный отбор проектов для финансирования. Это задача каждого института развития, каждой инфраструктурной единицы, направленной на поддержку и развитие компаний в регионах. Чем качественнее отбор, тем выше результаты от оказанной поддержки.

Для решения этой задачи необходим предварительный технологический и финансово-управленческий аудит компаний, и только после этого — оказание инжиниринговых услуг, которые помогут компании выполнить программу модернизации и довести инновационный продукт до требуемого результата.

— На данный момент у нас запущено пять конкурсов, в том числе и на проведение аудита, — рассказывает Олег Торош. — В этом году до мая у нас есть возможность провести всю цепочку инжиниринговых услуг. Наш центр в 2016 году стал победителем конкурса по участию в федеральной программе поддержки малого и среднего предпринимательства. 31 марта будет принято окончательное решение по распределению бюджета между регионами и по срокам выделения денег на поддержку.

Участие «Томского регионального инжинирингового центра» в федеральных программах и победы в конкурсах повышают имидж области, как инновационного региона. Кроме того, они позволят привлекать федеральные средства, которые помогают инновационным компаниям эффективно развиваться и развивать экономику области в целом.

Юлия НИКИТИНА.

На фото: новейшие разработки томских производителей: проксимальный имплантат правого плюснефалангового сустава (ООО «МОЙЕ Керамик-Имплантате»), стоматологическое зеркало (ООО НПП «Сибмединструмент»), сигнализатор многоканальный охранно-пожарный МС-АП-01-IP-01.
Опубликовано 21 марта 2017 года.
Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *