Нетеплые отношения — вместе с отопительным сезоном потребители получают досадные сюрпризы

ЦСО-2(2017)

В первом материале рубрики «Азбука потребителя» (номер «Красного знамени» от 8 сентября 2017 г.) Степан КУПРЕКОВ, директор «Центра сервисного обслуживания», рассказал о том, как ресурсники умудряются обсчитать потребителей, введя в обиход термин собственного изобретения «единый измерительный комплекс». Тема платежей за коммунальные услуги жизненно актуальна, и сегодня мы публикуем продолжение разъяснений неравнодушных к проблемам томичей специалистов. На этот раз директор ООО «ЭТИС» Вячеслав КАМЕНЩИКОВ рассуждает о штрафах за так называемый «перетоп», которыми тепловики наказывают не разбирающихся в нюансах вопроса потребителей. Да и тем, кто разбирается, спорить с монополистами весьма трудно. Фактически Вячеслав Юрьевич говорит от лица десятков тысяч потребителей, с которыми работают сервисные службы и параллельно выслушивают жалобы в адрес ресурсников по наболевшим проблемам уже не первый год.

…В конце прошлого отопительного сезона ТСЖ, объединяющее жильцов томской девятиэтажки по ул. Усова, 25\в, получило от ресурсоснабжающей организации «ТомскРТС» счет почти на 28 тысяч рублей за два дня «перетопа», зафиксированного тепловиками 13 и 14 декабря. «Как же так? — возмутились жильцы. – Мы же выполнили все требования и предписания тепловиков, подготовились к сезону как следует». Но ситуация разбирательств между маленьким ТСЖ и крупным предприятием напоминает сюжет басни Крылова «Волк и ягненок», когда «у сильного всегда бессильный виноват». И таких «ягнят» в Томске не одно товарищество собственников жилья, и не одно юридическое лицо, будь то парикмахерская или производственная фирма.

«Калибр» — 9 миллиметров

Мы как потребители тепловой энергии, будь то руководитель предприятия или собственник жилья, знаем: зима – дело серьезное. Каждое лето Томск в целом и отдельные организации и дома в нем готовятся к приходу холодов как можно тщательнее. Вместе с нами к зиме готовятся энергетики. Подтверждение успешной сдачи этого ежегодного «экзамена» — официальный «Акт готовности». Инспектор, представляющий интересы ПАО «ТомскРТС», вместе с нашим сантехником проводит гидравлические испытания, определяя, нет ли дыр в системе теплоснабжения, через которые может утечь теплоноситель, приводит в порядок необходимые документы.

А еще инспектор выдает предписание установить на элеваторный узел узла управления тепловой энергией вашего дома ограничительное устройство, по-простому, шайбу. Делается это из благих побуждений, для балансировки тепловых сетей и равномерного распределения тепловой энергии на каждого из потребителей, чтобы не зависеть от того, находится он ближе к источнику теплоснабжения или дальше. Таким образом, регулируется гидравлический режим в городе и подразумевается, что ваш дом будет получать количество тепла, максимально приближенное к идеальному. Причем расчет диаметра отверстия в шайбе нам, каждому из ТСЖ или фирмы-потребителя будет указан в предписании. И инспектор обязан присутствовать при установке этого ограничительного устройства, дабы освидетельствовать проведение данных работ.

Всю зиму мы со спокойной душой получаем свою долю тепловой энергии, пребывая в полной уверенности, что с потреблением у нас все в порядке, ведь сам инспектор шайбу рассчитал. Как это было с домом по ул. Усова, 25\в, когда ТСЖ выполнило необходимые указания энергоснабжающей организации (ЭСО), а именно: установило 20 июля 2016 г. регулировочное сопло диаметром 9 мм, и это было зафиксировано инспектором в акте опломбирования. А потом — раз! И ТСЖ получило, словно выстрел в спину, счет на десятки тысяч рублей «перетопа» дополнительно к расходам на теплоэнергию. И это на небольшой по количеству квартир дом.

И денно, и нощно

Откуда же он взялся, этот перетоп, задаем мы вопрос уважаемым ресурсникам. Ведь ваш представитель практически собственноручно отрегулировал нашу систему. «Как откуда? — отвечает нам инспектор, — вы же совсем не следите за своей системой отопления. Вы должны денно и нощно, без перерыва на еду и сон бдеть около задвижки, и как только температура обратной сетевой воды выходит из графика, крутить штурвал системы, открывая либо закрывая подачу тепла в дом».

То есть регулировочное сопло – это вовсе не гарантия точно отмеренного для нашего дома тепла. Нужно еще постоянно регулировать подачу теплоэнергии в зависимости от температурных условий за окном. Но – устаревшим механическим способом это невозможно делать денно и нощно, быстро реагируя на смену погоды, а она в Сибири «дама» с сюрпризами, после отметки в 0 градусов может случиться 20-градусный мороз. А автоматический узел управления стоимостью от 500 тысяч рублей не каждый дом или предприятие может себе позволить.

Призрачный график

Давайте вспомним, что такое «перетоп». По договору с ЭСО и согласно №190 -ФЗ «О теплоснабжении» ресурсоснабжающая организация доставляет теплоноситель определенного качества (читай, определенной температуры и под определенным давлением) в точку поставки. Дом потребляет теплоэнергию, а на выходе теплоноситель должен быть также определенной температуры, например, ниже входящей на 20 градусов. Понятно, что если за окном внезапно установилась теплая погода, обратная сетевая вода будет более горячей, чем в холода. Если автоматика или сантехник с инструментом не подкрутит вовремя штурвал и не запустит в дом, например, меньше теплоносителя.

Про этот момент и сказано в договоре, на который ссылается нам инспектор: «при превышении температуры обратной сетевой воды более чем на 5% против расчетного графика… количество недоиспользованного тепла… оплачивается по платежным документам, выставленным ЭСО».

А тут начинается один из сюрпризов отношений с ЭСО. Температура обратной сетевой воды фиксируется, а вот графика подачи ресурса в точку поставки, по которому можно отследить качество (температуру) воды, мы как потребители не получаем. «Помилуйте, вы нам его не дали, как отслеживать перетоп?» – говорим инспектору, а тот, отводя глаза, отвечает. – «Мы вам график не дать не могли. И потом, его отсутствие не освобождает вас от обязанности платить. А график вы могли и сами рассчитать, там великого ума не надо, всего-то три курса политеха». Вот и получается, что перетоп возник по вине сетевой компании, а платить за него вам. Из каких денег и как жильцам объяснить, что они должны платить за то, что возвращают в сеть слишком горячую воду?

Хотя, согласно постановлению правительства РФ № 808 от 08.08.2012 г., температурный график теплоснабжения с источника тепловой энергии должен выдаваться ЭСО без дополнительных запросов, а также быть неотъемлемой частью договора на теплоснабжение (про казусы этого договора – вообще отдельный разговор). Причем, когда ТСЖ «Усова 25/в» официально запросило желанный график, то получило его с парадоксальным приложением, в котором директор СП «Тепловая инспекция и энергоаудит» АО «ТомскРТС» предложил ТСЖ составить свой температурный график теплоснабжения и согласовать его с ЭСО. Фактически специалист в письменном виде расписался в собственной некомпетентности, технической и правовой безграмотности, предлагая подобное потребителю. Ведь тот не является источником тепловой энергии, и не транспортирует ее, поэтому не может составлять такие графики. И вообще, если следовать логике этого предложения, что тогда вообще нарушило ТСЖ, если, оказывается, самому товариществу надо было выдумать свой температурный график теплоснабжения?

Вот и получается, что энергоснабжающая организация умышленно скрывает температуру подающего трубопровода, тем самым, снимая с себя всякие обязательства по качеству предоставляемого ресурса. А вот с нас, потребителей, требует соблюдения параметров в виде температуры возвращенного теплоносителя, с последующим начислением штрафных санкций. С целого города набегает немалая сумма, ведь ТСЖ «Усова 25/в» не единственное, кому не повезло с «перетопом». С небольшими вариациями то же самое в 2016 году произошло с ТСЖ «Наш дом» по ул. И. Черных, 115/б; 117/а; 119/а, с другими ТСЖ и юрлицами, которые пока боятся вступить в спор с ЭСО.

Страсти по теплу

Впрочем, если с такой ситуацией потребитель теплоэнергии все же обратится в суд, то выиграть дело вряд ли удастся. Сработает удобный для ресурсников правовой нюанс. Если орган государственной власти или муниципалитета издают какой-либо документ в ваш адрес — предписание, штраф или любой другой правовой акт, который влияет на ваши права и обязанности, — то вы можете оспорить его в суде. Для этого есть процессуальные механизмы, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ), Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ).

Но если нам выписывает документ коммерческая организация, например, ПАО «ТомскРТС», то оспорить его в этом же порядке невозможно. Формально мы под охраной закона о защите прав потребителей, Правил учета и других правовых норм. Но применить их можно только в споре про деньги. То есть, чтобы наши права были нарушены, мы должны понести расходы, незаконные и необоснованные. Но если оплатить счет, это по закону будет означать, что мы согласились с нарушением и наказанием. Выход – не платить, тогда в суд пойдут уже «ТомскРТС». Правда, к тому моменту, как дойдет дело до суда (срок исковой давности 3 года), накопится приличная сумма задолженности из-за пеней и штрафов. Поднять все давние документы и начисления, а тем более не наши личные, а на весь дом, будет затруднительно: потерялись, затопило, сгорели, УК или председатель ТСЖ сменились, а то и методики расчета и формулы модифицировались, договор теплоснабжения перезаключен. В итоге в суде у истца (энергетиков) есть табличка с расчетом нашего долга, а у нас нет ничего, кроме эмоционального «не верю». В то время как суд принимает решение, руководствуясь не интересами сторон, а доказанностью их правовых позиций. Вот и получается, что платить все равно придется, правы вы или нет.

 А ведь долги по оплате за теплоснабжение сыграют с нами, потребителями, роль инструмента шантажа, когда придет время подписывать тот самый «Акт готовности». В нем где-то в конце мелким шрифтом есть строка об отсутствии задолженности и необходимости внесения предоплаты за услуги отопления. Вот зачем энергетикам эта бумага. Нет оплаты — нет тепла, а если включиться по акту нарушения, будет штраф, то есть опять прибавка к долгам.

Что за беспредел, говорят сотни потребителей теплоэнергии, кто-то же должен этот процесс контролировать? Так думаем не только мы с вами, также подумали в парламенте страны и приняли ФЗ-190 от 27.07.2010 (ред. от 19.12.2016) «О теплоснабжении». В статье 20-й указано, что «проверка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления». Но у нас в городе акты готовности продолжают оформлять представители «ТомскРТС», блюдя в первую очередь свои коммерческие интересы.

Что можно сказать в заключение, обращаясь к людям, работающим на благо нашего умного города в органах управления? Есть поговорка: если хочешь, чтобы было сделано правильно, сделай это сам. Может, стоит все-таки не формально подойти к процессу подготовки домов к зиме и не перекладывать охрану овец от волков на волков? Это мы говорим от лица тысяч потребителей, которые пока разобщены в своем стремлении навести ясность в «нетеплых» отношениях с поставщиками теплоэнергии.

Вячеслав КАМЕНЩИКОВ, директор ООО «Энергосберегающие технологии и системы» («ЭТиС»).

Опубликовано в газете «Красное знамя» 27 сентября 2017 г. (стр. 1, передовица).
  • Злосчастные шайбы делают благое дело в гидравлическом балансе в системе теплоснабжения совокупности зданий. Но внутри задания могут возникать гидравлические разрегулировки из-за недостатка перепада давления в системе отопления, и как следствие, неравномерности прогрева отопительных приборов. Как правило, пользователи регулируют температуру в помещении при плюсовой температуре наружного воздуха отключением приборов. При этом температура обратки на выходе из здания может повыситься по сравнению с расчетной. Но это экономия тепловой энергии! На ГРЭС потребуется меньше топлива для подогрева сетевой воды. В теплое время года разность температур прямой и обратной воды в системе отопления может оказаться близкой к нулю. Поэтому, наоборот, ТСЖ должна выставлять счет ЭСО за экономию тепла. Одним из возможных путей устранения несуразицы, обозначенный в статье, проводить систематическое измерение температур поверхностей приборов, учитывать коэффициент теплоотдачи, величины поверхностей приборов, и считать фактическое потребление тепловой энергии. Пирометры, инфракрасные термометры имеются в продаже. Эти данные следует оформлять в виде протоколов, подписанных комиссией из пользователей и какого-либо нейтрального лица. Тогда, можно подать в суд на ЭСО за неправильные начисления и потребовать с них неустойку.

Добавить комментарий