ЛЕГКО ЛИ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ БИЗНЕС? РЕГИСТРАЦИЯ ООО — КАК ПЕРВЫЙ ШАГ

Сертификат

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – самый распространенный на данный момент формат бизнес-структуры. С одной стороны, для его организации и регистрации требуется не так много времени и денег, с другой – работа общества требует меньших трудозатрат, нежели чем в акционерном обществе. Впрочем, случаи бывают разные, а мы же постараемся разобраться в том, какие «типичные» подводные камни ожидают новичков, желающих зарегистрировать общество, чтобы заняться предпринимательской деятельностью.

Что такое «ООО»?

Общество с ограниченной ответственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. В частной экономической практике общество является наиболее востребованной организационно-правовой формой среди коммерческих организаций.

Оно может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Максимальное число участников не должно быть более пятидесяти.

Огласите весь список, пожалуйста

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, для регистрации ООО вам необходимо предоставить заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001 (активная ссылка), а также решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей, и учредительные документы юридического лица в двух подлинных экземплярах. Проще говоря, необходимо заполнить заявление – бланк можно скачать на сайте налоговой или же заполнить его непосредственно в инспекции, принести решение собрания о создании ООО — если учредитель один, то просто решение. Да, и еще необходимо оплатить  госпошлину в размере 4 тысяч рублей. Причем на сайте налоговой службы отмечается, что саму квитанцию можно не приносить, сотрудники службы проверят информацию об оплате в органах Казначейства Российской Федерации. Но, как показывает практика, ее все-таки лучше иметь при себе.

— Я занимаюсь изделием и продажей сувениров и решил из ИП переквалифицироваться в ООО, многим моим партнерам так удобнее работать, — рассказывает 35-летний Алексей. – Зашел на сайт налоговой, посмотрел список документов, все подготовил и пришел регистрировать общество, а квитанцию почему-то забыл. И был очень удивлен, когда меня попросили ее предоставить.

В итоге у начинающего бизнесмена все-таки все получилось, просто пришлось приехать в налоговую инспекцию еще раз. В налоговой инспекции по г. Томску нам объяснили причину, по которой наличие бумажной квитанции хотя и необязательно, но желательно.

«Квитанцию действительно предоставлять необязательно – это прописано в регламенте, — говорит начальник отдела регистрации и учета юридических лиц ИФНС России по г. Томску Алена Розынко. – Для того чтобы проверить, уплачена ли пошлина, мы пользуемся специальным ресурсом, однако бывают случаи, когда информация об уплате поступала не вовремя или в квитанции заявителем при оплате неверно указаны реквизиты госпошлины (КБК, ИНН получателя и так далее). Соответственно, мы не получаем подтверждения и отказываем учредителям в регистрации. Это не наша ошибка, но такое может случиться. Именно поэтому наличие квитанции в пакете предоставляемых документов все же желательно».

Кстати говоря, в случае официального отказа в регистрации общества госпошлина не возвращается.

— Нередко при регистрации в налоговой инспекции просят еще один документ, не входящий в обязательный список, – это гарантийное письмо от собственника помещения, где будет официально находиться общество, — говорит директор ООО «Комплексный аутсорсинг» Сергей Шмаков. – Однако далеко не всегда начинающие предприниматели могут получить этот документ.

Впрочем, у создателей общества всегда есть альтернативный выход из такой ситуации:  зарегистрировать общество на адрес прописки будущего руководителя и предоставить в налоговую документы о праве собственности на недвижимость. Здесь вопросов у налоговой службы действительно не возникнет, а вот у будущих партнеров – вполне. И касаются они имиджа предприятия.

И что же делать, если на квартире регистрировать ООО нет желания, а найти собственника офисного здания или же получить от него необходимый документ нет возможности?

«Приходить и подавать документы на регистрацию, — говорит Алена Розынко. – В инспекции есть специальное подразделение, занимающееся проверкой достоверности адресов, где регистрируются юридические лица. Если информация о том, что хозяин помещений в курсе происходящего, а общество «прописано» и будет работать по указанному адресу, подтвердится, то никаких проблем не будет».

По ее словам, согласно действующему законодательству, любое юридическое лицо должно быть доступно для любого из нас, в том числе и по адресу, указанному в учредительных документах. Потому что бывают случаи, когда ООО, обозначив официальный адрес, попросту там не находится.

Так что ситуация с гарантийными письмами от арендодателей, в общем-то, объяснима: работа ООО должна находиться под контролем, а для этого необходимо располагать полными и достоверными координатами общества.

Отказ отказу рознь

В настоящее время в Томске зарегистрировано около 25 тысяч ООО – это львиная доля в структуре всех коммерческих и некоммерческих организациях города. При этом ежегодно в инспекции регистрируют еще около 2 тысяч новых обществ: в 2014 году, к примеру,  2118, а в 2013 году – 2192 общества. И также ежегодно около тысячи претендентов на организацию ООО в итоге получают отказ – по разным причинам.

По словам Алены Розынко, в процессе подачи документов официального отказа быть не может: если сотрудник налоговой заметит ошибку, то документы попросту вернут владельцу на доработку. А вот если ошибка «проскочит» и обнаружится уже в процессе проверки, тогда все придется начинать сначала.

«На самом деле, самые распространенные ошибки касаются заполнения заявлений, — рассказывает руководитель отдела регистрации. – Многие невнимательно читают правила, согласно которым надо оформлять документы – это и неправильные сокращения, и прописные буквы там, где необходимы заглавные… То есть люди сами допускают ошибки и описки, в результате чего получают отказ».

Опять же как этого избежать? Здесь два варианта: очень внимательно заполнять документы самому или же обратиться в специализированную фирму. К сожалению, такой должности, как консультант, в отделе регистрации не предусмотрено. И это не претензия к налоговой службе: штатное расписание не резиновое. Как отмечает Алена Розынко, в зале регистрации работает администратор, но порой помочь посетителям он просто не успевает. «Мы стараемся максимально информировать население, размещая материалы на официальном сайте, и в целом стараемся помочь клиентам в каждом конкретном случае», — говорит Алена Валерьевна.

На самом деле, собираясь выстроить свой бизнес, в первую очередь необходимо помнить о мелочах, о которых, собственно, и шла речь. Если вы уверены в своих силах и умении оформлять документы, а также располагаете необходимым для этого временем – регистрация занимает пять рабочих дней – то вполне можете сделать первый шаг самостоятельно: официальный сайт налоговой службы достаточно информативен. Опять же о различных нюансах очень хорошо знают как раз-таки в специализированных компаниях, занимающихся помощью в регистрации юридических лиц, – можно обратиться за консультацией к ним.

Одним словом, создавая свое ООО, тщательно отнеситесь к  процедуре его регистрации. Чтобы не споткнуться, делая первые свои шаги, и не платить дважды.

Сергей НЕГОДИН.

Газета «Красное знамя», февраль 2015 г.

На правах рекламы

Добавить комментарий для Д. Куликов, редактор данного Портала

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *