МЕСТО ВСТРЕЧИ ВСЕХ СТИХИЙ. В ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» знают: от качества проектирования, обследования и испытания транспортных сооружений зависит жизнь общества

помельче (доп. 1 колонка)

Путепроводы, виадуки, эстакады… Железнодорожные и автомобильные, пешеходные и велосипедные, подвесные, вантовые, балочные и арочные, разводные и поворотные… Это все о них, о мостах, от функционирования которых зависит многое в жизни городов и сел. Не случайно в официальных документах мосты и приравненные к ним транспортные сооружения – тоннели, путепроводы — называются объектами стратегического назначения. А в песнях, стихах, кинофильмах мосты исполняют значимые роли: они и площадки для красочных сцен в боевиках, и место встречи для влюбленных. Но прежде чем эти сложные объекты займут свое место в дорожном полотне и на киноэкранах, должны на славу поработать и проектировщики, и инженеры, и строители.

— На сегодня в России действует около 42 тысяч мостовых сооружений разных конструкций и назначений, — говорит директор компании ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» Денис Илюшин. – Непосвященным кажется, что построил мост, и можно забыть о нем на долгое время. Но это не так: объекты, соединяющие между собой отрезки дорог, — сложные сооружения, состоящие из сотен и даже тысяч деталей. И каждый день все эти составные части – опоры, балки, фермы, диафрагмы, пилоны, ванты, ригели, шарниры и так далее – подвергаются испытанию на прочность, каждый день через мосты едут машины или поезда, ходят пешеходы. И стихии не оставляют их без внимания: дожди, снег, метели, перепады температуры воздуха, подземные и наземные процессы. Поэтому такие объекты нуждаются в регулярном обслуживании, в том числе и в мониторинге.

Проектная организация ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» была создана в 2013 году, но новичком в этом сегменте бизнеса ее не назовешь, так как формировалась фирма на базе компании, давно занимающейся проектированием, обследованием и испытанием транспортных сооружений. В ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» работают сразу несколько поколений инженеров. За плечами технического директора Константина Архипенко — четверть века строительства и проектирования мостов, Денис Илюшин нарабатывает профессионализм с 1998 года, еще с 3-го курса обучения в ТГАСУ. Есть в небольшом, дружном коллективе и недавние выпускники вузов, и те, кто пришел в компанию, уже имея многолетний опыт работы в отрасли.

— Разнообразной работы по нашему профилю хватает на всех, — рассказывает Денис Анатольевич. – С 2013 года наши инженеры трудились на более чем 400 объектах. По одним проводили полную диагностику и мониторинг состояния, по другим – проектировали и испытывали, по третьим – готовили технический паспорт, в том числе и после обследования и выдачи рекомендаций по эксплуатации. А еще сотрудники «ЗАПСИБ-МОСТ» ведут авторский надзор за строительством, разрабатывают индивидуальные проекты, внедряют новые технологии¸ в том числе и собственные, что подтверждено свидетельствами о рацпредложениях и патентами. Большинство сотрудников – мужчины, потому что условия работы «не дамские», требуется не только офисе «помозговать», найти нестандартное решение, но и лопатой, молотком и пилой действовать непосредственно на объекте, когда приходится сквозь снег к опоре путь прокладывать или даже в водолазном костюме в воде обследование проводить.

При этом сотрудники компании работают не только в Западной Сибири, но и в других регионах России — Липецкой, Ростовской, Воронежской, Тверской, Тульской и Московской областях, на территории Краснодарского, Алтайского краев, Республики Алтай и даже в Якутии, на Камчатке и Сахалине.

— В том числе и в разрешении аварийных ситуаций участвуем, — комментирует дальше Денис Илюшин. – Во время паводков, например, в нескольких районах Горного Алтая фиксировали масштаб повреждения мостов и участков автодорог, разрабатывали схемы объездов, установки понтонов и других временных сооружений на месте разрушенных. Наша компания является активным членом комиссии по ЧС в Сибирском федеральном округе, тесно сотрудничаем с департаментом капитального строительства нашей области, архитектурным советом, со многими местными администрациями, есть опыт оперативного решения нестандартных ситуаций.

— Востребованность в услугах растет, — говорит Константин Архипенко. – Проблема старения транспортных сооружений актуальна для всей страны. Многие из них были построены в 50-70-х годах прошлого века, на их состоянии сказались десятилетия эксплуатации и дефицит должных условий содержания в кризисные периоды, а также нехватка специалистов в этой сфере. Плюс современность добавила свои нюансы, например, нестандартную нагрузку на мосты, когда по ним ходят тягачи с грузом больше 100 тонн и несколько десятков тысяч автомобилей в день. Вот и начали старые мосты, даже рассчитанные на сто лет работы, «сыпаться» то в Приморье, то совсем рядом с нами — в Новосибирской, Кемеровской областях.

Но, как уточняют специалисты ООО «ЗАПСИБ-МОСТ», в зоне таких ответственных персон, кто вовремя замечает неладное, а еще лучше, кто постоянно мониторит состояние сооружения, таких ситуаций не случается.

— Так, перед Новым годом был признан аварийным и закрыт мост через реку Кия в городе Мариинске Кемеровской области, — рассказывает Денис Илюшин. – С ноября по декабрь 2015 года наша компания проводила там мониторинг по просьбе администрации этого городского поселения. В асфальтобетонном покрытии по оси моста образовалась продольная трещина, власти забеспокоились. И не зря. Тщательное обследование выявило серьезные дефекты, пострадали опорные части из-за возросшей нагрузки (в день больше 15 тысяч автомобилей по мосту проходило, да и год постройки – 1967-й). Дальнейшая эксплуатация грозила разрушением моста, могли пострадать люди. После обследования был составлен план мероприятий, разработаны конструктивные решения по устранению дефектов. В частности, укреплены элементы наружных конструкций, восстановлена геометрия пролета, все балки были дополнительно объединены. Мост гарантированно прослужит еще какое-то время, а вот далее надо или проводить капитальную реконструкцию, или строить новое сооружение. А до этого обязательно выполнить комплексное обследование и организовать постоянный мониторинг за текущим состоянием моста.

И форма, и содержание

Мариинский мост — отражение сложившейся в стране ситуации. Он лишь один из многих нуждающихся в такой «работе над ошибками». А сколько их, переправ, мостиков и мосточков, в далеких от районных центров поселениях, вообще забытых бюджетом и меценатами…

— Хуже всего, когда за мостами совсем не следят, — подтверждает Константин Архипенко. – Нередко бывает так, что средства на обследование все-таки находятся, мы беремся за работу, но текущее состояние даже сравнить не с чем: на более ранние периоды эксплуатации моста нет никакой документации.

— А лучше всего, когда, заказывая проект, клиенты не забывают и о форме, превращая мост не просто в отрезок дороги, а в значимую часть архитектуры территории, — говорит Денис Илюшин. – Мне, например, нравится, когда используются кованые детали перил, индивидуальные светильники, когда мост гармонично вписан в ландшафт. Кстати, у нас в регионе немало сооружений-«жемчужин», красивых старых мостов. Например, Каменный мост в Томске через Ушайку. Мы как инженеры-мостовики участвовали в его реконструкции, там пришлось даже в исторические архивы заглядывать, делать запросы в музеи других регионов, чтобы найти недостающую информацию, уточнить технические данные.

Времена изменились, но мосты по-прежнему стратегически важны.

— Будущее в сооружении таких строений – за металлом, за композитными материалами, — считает Денис Илюшин. — Впрочем, в проектах мы прорабатываем разные варианты, каждое сооружение – индивидуально, каждое – особая история. В этом помогает использование чертежных программ, а также расчетно-программных комплексов для трехмерного моделирования. А благодаря участию в научно-практических конференциях, семинарах, выставках сотрудники ООО «ЗАПСИБ-МОСТ» всегда в курсе всех современных тенденций и ноу-хау в инженерной сфере деятельности.

Наталья ШЕРЕМЕТ.

Газета «Красное знамя», март 2016 г.

На правах рекламы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *