Кредо могочинского «короля переправы» — война перевозчиков на Обском берегу перешла правовые границы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ФОТОВысокие желтовато-мутные волны хлестко били по металлическим бортам парома, перевозившего через километровую стремнину великой сибирской реки Обь автомашины из Нарги в Могочино. «Дорога жизни», как называют многие жители района эту переправу, единственную связь с Молчановым и внешним миром, ожила нынче в конце апреля и не замрет теперь до заморозков, до ледостава поздней осенью. Стремительный «Форд», принадлежащий ООО «Торгово-промышленная компания «Энергоресурс», на котором мы только что примчались из Томска, тоже заехал на паром.

Перевозчик пошел на таран

В дорогу журналистов «Красного знамени» позвали телефонные сообщения жителей Могочина и других заречных сел — Игрекова, Сулзата, Суйги — с жалобами на самоуправство при осуществлении переправы нового перевозчика Андрея Кононова, местного предпринимателя, совладельца семейного бизнеса: магазинов, пекарни и других, столь необходимых на селе заведений, двух паромов. Оценки происходящих событий были резки и нелицеприятны, даже не верилось в реальность происходящего. Однако признаки нарушений правил перевозки оказались налицо, подтверждая вековую мудрость народной поговорки: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Фотокорреспондент редакции Никита Пикалев оперативно запечатлел второй паром ТПК «Энергоресурс», полностью заблокированный автомашиной Кононова.

матвей гуменных— Вторые сутки на приколе, не дает нам нормально работать бывший управляющий компании Кононов, — с возмущением объяснял ситуацию Матвей Гуменных, директор ТПК «Энергоресурс», — бизнес у нас серьезный, ведем еще несколько направлений помимо речных перевозок пассажиров, автомашин и грузов, в мае каждый час на счету, а тут по милости этого упертого человека приходится сидеть в Могочине в роли диспетчера, вызывая к месту очередного происшествия то работников ГИБДД, то районной администрации. Но что толку? Добро бы вникали в суть очередной выходки Кононова, только никто не хочет решать вопрос по существу.

Сегодня в 6.54 произошло новое ЧП. Андрей Владимирович не придумал ничего лучшего, как протаранить своим джипом автомашину, в которой сидел водитель. Приехал сотрудник ГИБДД и говорит: «Ну и что? Какой же это таран, обыкновенное ДТП. Он же его не переехал…».

— Еще бы газанул, — отвечаю ему, — произошла бы беда непоправимая, снес бы крышу вместе с головой Виктора Владимировича. Вот тогда бы и начальник ГИБДД, и прокурор приехали. «Сказали бы, ты не прав Андрей Владимирович, собирайся-ка в кутузку. А сейчас он разве прав, утверждая, что здесь все земельные участки его, даже тот, права на который получит 6 июня победитель аукциона, объявленного районной администрацией? Такой вот у нас «король жизни» появился. Автобус детский к переправе подходит, школьники в Молчаново сдавать ЕГЭ едут. Он кричит: «Это мой автобус, мои деньги! Вы не местные. Мы могочинские, тут все вокруг наше!».

— Чует кошка, чье мясо съела, — саркастически улыбаясь, проговорил водитель протараненной автомашины, заметив подходившего к нам Андрея Кононова.

Не уловить зерна правды

помещик кононов (слева)— Являюсь перевозчиком, — отрекомендовался Кононов, — и я так понял, что все хотят представить вам ситуацию только с одной стороны?

— Ну почему же? – Я всегда соблюдаю золотое правило журналистики и выслушиваю обе стороны конфликта.- А кто перевозчик?

— Кононова Валентина Леонидовна, моя жена, индивидуальный предприниматель. А я Кононов Андрей Владимирович.

— Замечательно. Вас-то я и хотел встретить в первую очередь, столько узнал о вашей бурной деятельности, да еще в первый месяц работы в новом качестве самостоятельного перевозчика.

— Кто и что про меня наговорил? – спросил он с легким металлом в голосе.

— Да все вокруг. О том, как вы неподобающе себя ведете. Поясните, прежде всего, для чего вы сегодня утром пошли на таран? Матвей Васильевич тысячу раз прав, только чудо спасло Виктора Владимировича, а вас от неминуемой неволи. Железные игры никогда до добра не доводят. Разглядывали бы сейчас небо в клеточку в следственном изоляторе, а не гуляли свободно по могочинскому берегу, замышляя новые каверзы.

— Тарана никакого не было. Приезжали работники ГИБДД, составили все необходимые документы. Вопросов никаких не задавали. Наговорить со стороны всегда можно, и я тоже могу наговорить с противоположным смыслом.

DSCF9219— Зачем вы продолжаете свои агрессивные действия? Чего хотите добиться? Ведь можно спокойно работать, места на берегу хватит всем перевозчикам, если договориться. Вы не боитесь уголовной ответственности по статье «самоуправство»?

— Действительно, можно было бы спокойно работать, но у «Энергоресурса» нет земельного участка со стороны Нарги. Вот они и пытаются путем силы, как в 90-е годы, захватить его, чтобы там работать. Мешают подходить теплоходам к берегу, лезут под борт, чуть что, начинают «двигать шкафы». Специально цену снизили, чтобы всех отсюда выжить и стать монополистами. Снизить цену, зная, что это убыточно, преступление…

— Разве не ваша автомашина, вот она перед нашими глазами, вторые сутки препятствует движению парома? Вы что, делаете это в отместку, забыв об элементарном чувстве благодарности за годы работы под началом Матвея Васильевича, когда вам оказывалось полное доверие в действиях и финансовых расчетах, а вы далеко не во всем, мягко говоря, были достаточно щепетильны?

— Мы разошлись в мае 2018 года. Я им предложил право выбора. Они выбрали паром побольше и получше. Я спорить не стал. До августа тянулся раздел собственности. Наконец мы подписали бумагу, как и что поделить…

И дальше разговор шел в таком же ключе, почти невозможно было уловить зерно правды. В сорокаминутном диалоге с Кононовым мы не приблизились к взаимопониманию. Он уходил от прямого ответа, признавал только свои версии, не слушая собеседника. В потоке демагогического красноречия искусно обходил острые углы, не захотел рассказать, как все происходило на самом деле. Утаил, например, как после раздела захватил все бумаги. Делили пополам: две самоходки и два не самоходных судна. Его уличили в неблаговидных действиях, касающихся финансов. Встал в позу и заявил: «Вы здесь работать не будете!» Забрал документы с кораблей и ушел. По сути дела, это был настоящий захват собственности. Вызвали полицию. Сотрудники собрали показания и уехали, не предприняв больше никаких действий.

Два опера из Томска

можно куда-нибудь вставитьКогда приехал собственник судов и начал разбираться, Кононов готов был наброситься на 70-летнего человека с кулаками. Наверное, так бы и произошло, да на счастье неожиданно появились два сотрудника из Томской службы наркоконтроля, которые приехали на задержание своих «пациентов». Увидев на берегу картину начинавшегося побоища, они подошли и спросили: «Что за шум, а драки нет?» Им объяснили, что «вот этот человек по фамилии Кононов» забрал чужие документы на судна и не отдает. Полицейские — быка за рога: «Ты собственник?» — «Да». – «А ты Кононов тоже собственник?» — «Да». – «Документы ты забрал?» — «Да». – «Отдай немедленно и больше не греши!» Он тут же беспрекословно отдал.

Оперативники из Томска действовали без всяких церемоний, и Кононов испугался. Местные полицейские с ним «за ручку» здороваются, терпеливо выслушивают его, кивают головой и ничего не делают, поощряя на новые беззаконные действия. А эти поступили решительно и справедливо, как и положено действовать полиции. Кто его знает, зачем опера пожаловали, а вдруг по его душу? Тут же сели в автомашину и подписали с собственником соглашение о разделе имущества. И хотя юридической силы оно не имело, но до конца 2018 года никто никому препятствий не чинил.

К сожалению, с началом нынешней навигации Кононов забыл мимолетный урок добропорядочного поведения и пустился во все тяжкие, пытаясь правдами и неправдами убрать с переправы конкурента. Его выходкам в том числе способствовало бездействие участковых инспекторов полиции Молчановского райотдела Константина Иванищенко из Могочина и Дмитрия Волкова из Нарги. Стражи порядка вместо того, чтобы разбираться по существу, реагируя на обращения Матвея Гуменных, ограничились пожеланием в духе кота Леопольда: «Вы уж там, пожалуйста, не допускайте рукоприкладства, не поубивайте друг друга».

Кому нужны такие аукционы?

DSCF9218Вызывает недоумение выжидательная позиция администрации Молчановского района. Конфликтная ситуация на паромной переправе Могочино — Нарга неоднократно возникала и в прошлые годы, а нынче обострилась до предела. Одна из причин напряженности – серьезные недостатки при заключении договоров аренды береговой полосы на длительные сроки. Земельные участки продают на аукционе по очень высокой цене, до 2,6 млн. рублей, но не принимают никаких мер, чтобы создать хотя бы минимальную транспортную инфраструктуру. Установить остановочные комплексы для пассажиров, информационные знаки, организовать движение к переправе, облагородить территорию.

Более того, при заключении договора администрация не учитывает, что деятельность по перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте подлежит обязательному лицензированию. В результате земельные участки могут попасть в руки лиц, не имеющих судов, лицензии и даже гарантий платежеспособности. Так создаются условия для злоупотреблений со стороны некоторых предпринимателей, а ограниченная береговая полоса может использоваться арендаторами для недобросовестной конкуренции, захвата земли без цели использования. И все это без учета действия ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, закрепившей безвозмездный характер использования береговой полосы для целей судоходства.

Нашла коса свой камень

Перевозчики — индивидуальный предприниматель Владимир Капинос и ООО «ТПК «Энергоресурс» — предоставляли услуги на паромной переправе Могочино — Нарга более пяти лет. В 2013 году, когда ТПК «Энергоресурс» входила на этот рынок, перевозчики тоже чинили обществу препятствия, создавали помехи в работе, оспаривали тарифы. Тогда удалось обосновать социально ориентированные цены на перевозку пассажиров и грузов, успешно войти на рынок и добросовестно проработать 5 лет.

DSCF9234

В 2019 году к оказанию услуг на паромной переправе присоединился новый перевозчик – индивидуальный предприниматель Валентина Кононова и ее сверхактивный муж Андрей Кононов. Используются 5 паромов. Такая работа требует общей слаженности, строгого соблюдения правил перевозки, графика, особых доброжелательных отношений между участниками рынка. И здесь-то нашла коса свой камень, о чем уже сказано выше. Кононовы и присоединившийся к ним Капинос стали всячески препятствовать деятельности ООО «ТПК «Энергоресурс», создавая помехи движению судов и автомобилей при посадке, погрузке техники на паромы, перегораживая подъездные пути, сообщая контрагентам общества и представителям органов власти об отсутствии права осуществлять свою деятельность, порочили деловую репутацию. Ситуация настолько вышла из-под контроля районных властей, что Общество направляет иски и заявления в УФАС, полагая, что антимонопольщики прореагируют быстрее и эффективнее, чем в райотделе полиции, сотрудники которого так и не пресекли противоправные действия со стороны указанных предпринимателей.

С учетом изложенных экстремальных обстоятельств глава Молчановского района Юрий Сальков 8 мая провел совещание с участием представителей судовладельцев паромной переправы: В.Л. Кононовой с мужем, В.И. Капиноса, директора ООО «ТПК «Энергоресурс» М.В. Гуменных, помощника Томского транспортного прокурора Н.А. Цыганкова, начальника Томского линейного отдела Обского УГРН Ространснадзора В.Я. Ермакова. Перевозчики Капинос и Кононова вновь открыто и солидарно потребовали запретить деятельность ООО «ТПК «Энергоресурс», устранить конкурентов на том основании, что все места причаливания судов принадлежат им, а также не нравится социально ориентированный характер деятельности общества, заниженные тарифы. При этом собственных экономических обоснований они не предоставили.

Ссылаясь на нормы закона, прокурор Н.А. Цыганков разъяснил, что ООО «ТПК «Энергоресурс» вправе использовать береговую полосу для подхода судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки автотранспорта. Но перевозчики, особенно усердствовал Андрей Кононов, не прислушавшись к компетентному мнению прокурора, настаивали на своем без всяких на то законных оснований.

Как показали дальнейшие события и действия на переправе, совещание для возмутителей спокойствия в районе, особенно четы Кононовых, носило всего лишь рекомендательный характер. Что же им уже и прокурор, и закон не указ? Как можно на единственной транспортной артерии, связывающей тысячи жителей сел Могочино, Игреково, Сулзат и Суйга с районным центром, устанавливать свои порядки?

Законное возмущение происходящим высказали некоторые жители Могочина.

Яна НОВИКОВА, завуч Могочинской средней школы:

— Недавно дети с автобусом не могли пристать к берегу. Их не пускал Кононов, не давал причал. А сегодня, 15 мая, требовал, чтобы автобус становился на его паром, хотя у нас проездной абонемент на паромы Матвея Васильевича Гуменных. В школе ремонт, будем часто ездить в район. Поэтому пора власть употребить и усмирить этого распоясавшегося дельца.

Андрей ГОРЕЛЬСКИЙ, начальник пожарной части:

 — Не прав он, конечно. Живем в одной деревне, а он поступает не по-человечески и не по-мужски. Надо всегда оставаться человеком и мужиком, а он хочет все захватить в одни руки. И сына втравливает в эту склоку. Если они Матвея Васильевича отсюда выживут, то такими «запальцованными» парнями станут, мама не горюй. И цены сразу взлетят до небес.

протоиерейАнатолий МЕНЯЙЛО, протодьякон Могочинского монастыря:

— Речь идет об одной из самых насущных наших проблем – переправе, связи с районом. Советская власть обращала на это первостепенное внимание. Сейчас заботы перешли в частные руки. Однако наживаться на такой проблеме, как минимум не этично. Мое мнение одно: надо служить людям, а не делать деньги на проблеме. Это не по-христиански, да и просто не по-человечески… Решение проблемы одно: сесть за стол переговоров. Худой мир лучше хорошей войны. Поговорить и спросить Кононова: «Если ты народу послужишь, тебе помогут. Если за счет народа жить хочешь – не взыщи и помощи от нас не жди».

Евгений СКИДОНЕНКО, водитель автомашины «скорой медицинской помощи»:

водитель— Проблему знаю уже несколько лет. Три главы района сменилось, Юрий Сальков третий, но никто почему-то не может ее решить. Либо главы такие, либо проблема неподъемная.

Как водитель скажу, этот человек, который мутит обскую воду, категорически отказался перевозить машины «скорой помощи». «Энергоресурс», Капинос Владимир, эти ребята осуществляют свой гражданский долг, перевозят, а Кононов — нет. Он никогда не заключал договор на перевозку людей по «скорой помощи». Не знаю, из каких соображений. То ли барыш глаза застилает, то ли так земляков не любит? Ему «по фигу» роженицу ли надо срочно отвезти, больного, пожилого, умирающего человека.

P.S. Отчаявшись решить вопрос на месте, Матвей Васильевич обратился с письмом в администрацию области с просьбой усилить контроль за действиями органов местной власти, а также взять на личный губернаторский контроль урегулирование конфликтной ситуации на паромной переправе Нарга-Могочино.

Обязать администрацию Молчановского района принять неотложные меры по обустройству береговой полосы со стороны Нарги. Провести мероприятия муниципального контроля в отношении всех земельных участков, переданных в аренду для размещения переправы. Обязать соответствующие ремонтно-строительные службы Томской области привести участок дороги регионального значения Тунгусово – Могочино — Лысая гора возле переправы в состояние, соответствующее с требованиями технических регламентов.

Владимир ФЕДОРОВ.

Газета «Красное знамя», 28 мая 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *