ОТ САМАРКАНДА ДО «ОТИСА» И «KONE». «Союзлифтмонтаж» уже 40 лет на томском рынке

DSC_5118

Увенчанная шпилем 17-этажка на Иркутском тракте построена Томской домостроительной компанией по системе Каскад. Мы поднимаемся на крышу. Открывается изумительный вид на весь город – хоть устанавливай подзорные трубы и устраивай обзорные просмотры. Впрочем, если подниматься по лестнице, то явно будет уже не до ландшафтных и архитектурных красот. Поэтому едем на лифте, который для жителей этого небоскреба будет просто жизненной необходимостью.

Лифт, который не обманешь

— Мы находимся в самом высоком здании в Томске, — говорит заместитель директора по производству ООО «Союзлифтмонтаж» Виктор Федяев, – высота на уровне шпиля — 75 метров или 56 метров от первой остановки лифта до последнего, верхнего этажа. А машинное помещение еще выше – около 60 метров.

В машинном помещении расположены две лебедки совместного производства фирмы «Отис» и Щербинского лифтостроительного завода для лифтов грузоподъемностью 630 кг и 400 кг. Эти лифты могут работать как в парном режиме т.е. одновременно, при большом пассажиропотоке, так и в одиночном, когда включается в работу один из двух лифтов.

Для каждого лифта в машинном отделении предусмотрена станция управления со световой индикацией. В настоящий момент отображается, что оба лифта остановлены на 16-м этаже. Вот один из них пополз вниз. Это заметно не только по перемещению тяговых канатов на лебедке, но и по меняющимся циферкам электронного индикатора. Впрочем, не только информация о текущих передвижениях лифтов высвечивается на дисплее пульта, но и о возможных неисправностях. Все символы изображены на распечатке, прикрепленной к внутренней стороне дверцы шкафа, в котором и помещена вся умная электроника современного лифта.

— Информация для монтажника и обслуживающего персонала вся здесь, – показывает Виктор Федяев. —  Станция сама контролирует процесс и ведет постоянный опрос цепей безопасности. Поэтому, допустим, с открытыми дверями кабины лифт просто не пойдет. Его не обманешь. За этим строго следит автоматика.

Лифтовое хозяйство не стоит на месте. Если раньше надежность подъемных механизмов обеспечивалась за счет применения большого количества прочного металла, то теперь и шкивы применяются пластмассовые, и конструкции намного легче, и основным стражем безопасности становится микроэлектроника. В этом убеждает накопленный за годы работы опыт. В ноябре томскому предприятию «Союзлифтмонтаж» исполняется уже 40 лет.

За эти годы смонтировано и сдано в эксплуатацию 2236 лифтов различного назначения (пассажирские, грузовые, больничные, малые грузовые) в жилых, медицинских, производственных зданиях, в магазинах и на объектах общепита.

Масштабы деятельности организации: города Томск, Стрежевой, Асино, Колпашево, р.п. Белый Яр, поселки Тимирязево, Зырянка, Победа, города Новосибирск, Кемерово, Мариинск, Юрга, Анжеро-Судженск Кемеровской области.

Кстати, недаром в названии остается слово «союз». Ведь история начиналась во времена Советского Союза. Еще в 1949 году постановлением Совета Министров была создана хозрасчетная контора «Союзлифтмонтаж», обязанная своему появлению активному строительству многоэтажных домов для советского народа. В 1965 году контору преобразовали в одноименный трест, который, по решению Госстроя СССР, был определен ведущей в стране организацией по монтажу лифтов и подвесных канатных дорог. В регионах страны были созданы управления треста. Западно-Сибирское управление треста «Союзлифтмонтаж» было открыто в Новосибирске в 1968 году. В Томске в 1971 году был создан монтажный участок. До 1997 года его работники занимались только монтажом и пусконаладкой лифтов, а с этого времени занялись дополнительно ремонтом и техническим обслуживанием подъемных машин. В 2000 году решением совета директоров ОАО «Союзлифтмонтаж» томское дочернее общество было отпущено в «свободное плавание», и на его базе создано отдельное ООО «Союзлифтмонтаж».

Конец «самаркандской» истории

Первыми лифтами, которые смонтировали в начале 70-х годов прошлого века работники вновь созданного монтажного участка «Союзлифтмонтаж» в Томске, были пассажирские лифты в жилых домах по ул. Яковлева, 6, пр. Ленина, 3, ул. Нахимова, 15, ул. Иркутский тракт,128а, также одним из первых стали лифты для гостиницы «Томск» — в районе железнодорожной станции Томск-1. Уже тогда задумывались о комфорте для гостей города.

Чуть позже, когда в Томске стало развиваться крупнопанельное высотное домостроение и началась массовая застройка бывшей территории аэродрома в районе Каштака, счет на смонтированные и переданные в эксплуатацию лифты пошел уже на десятки.

Вообще, этот микрорайон очень памятен для предприятия, ведь именно за счет здешней массовой застройки был зафиксирован абсолютный рекорд. За год были введены в эксплуатацию 140 лифтов! Монтажники, как и строители,  работали по-настоящему ударно. Кстати, эта массовость позже аукнулась городской власти, ведь гарантийный срок работы лифта не должен превышать 25 лет. А попробуй найди средства на замену сразу хотя бы 100 лифтов!

Нынешний директор ООО «Союзлифтмонтаж» Юрий Булгин пришел на предприятие из «Томсклифтремонта», поэтому прекрасно помнит достоинства и недостатки всей томской лифтовой линейки. На первом этапе лифтовой эволюции основным лидером был подъемник Самаркандского завода. Надежный и «железный» лифт обеспечил механизированным спусками и подъемами жителей Каштака, Иркутского тракта и других районов Томска. Впрочем, главными преимуществами самаркандских лифтов были простота конструкции и большой запас прочности. И хотя уже после распада Советского Союза миновало немало времени, но некоторое количество узбекской техники все еще обслуживает дома томичей. Кстати, после «самаркандской» волны в Томске монтировали самые разные модели от отечественного производителя – от лифтов из подмосковной Щербинки до продукции Карачаровского завода, от грузовых подъемников из Питера до грузопассажирских из Омска.

Довелось поработать и с иностранными лифтами – хорошо себя зарекомендовали подъемники фирмы «ОТИС», «KONE», отличающиеся высокой надежностью и прекрасными дизайнерскими решениями отделка кабины и дверей шахты лифтов. Впрочем, цены на продукцию этих фирм на треть выше, чем у отечественных производителей. Поэтому экономные заказчики в большинстве случаев предпочитают брать оборудование российских предприятий.

Кстати, до перестройки в Томске было всего две «лифтовые» организации – «Союзлифтмонтаж» и «Томсклифтремонт». Кардинальные изменения в обществе и здесь внесли свои коррективы — появились конкуренты. А чем можно завоевать рынок? Только низкими ценами. Иногда конкуренты, чтобы просто закрепиться на не столь уж обширном томском рынке, предлагали свои услуги ниже себестоимости. Может быть, самым обидным было то, что к конкурентам уходили и специалисты из этих двух, еще недавно бывших монополистами, организаций.

— Сначала была острая конкуренция, объемы друг у друга вырывали,  — с улыбкой вспоминает реалии конца прошлого века Юрий Булгин. — Не то чтобы до драки доходило, но до ругани – точно. Сейчас, кроме нас, монтажом лифтов в Томской области занимаются еще три компании. Каждая старается застолбить себе место под солнцем. Мы, например, продолжаем долгосрочное сотрудничество со строителями ТДСК, ТПСК и более мелкими компаниями. «Томсклифтремонт» поднаторел с заменой отслуживших свой срок лифтов. Словом, каждый пытается найти и занять свою нишу. Ну и когда заказы большие, не отказываем в помощи друг другу.

Лучший год — предъюбилейный…

Прошлый год, несмотря на отголоски финансового кризиса, был для лифтового хозяйства областного центра весьма удачным. Помог этому федеральный закон № 185, позволивший проводить капитальный ремонт на условиях софинансирования из трех источников: федерального бюджета, регионального и денег самих жильцов. Средств  хватило на серьезную замену большого количества лифтов. Кроме того, те строители, у кого хватило упорства и устойчивости пережить некоторый коллапс рынка недвижимости, пошли вперед.

— В прошлом году мы сдали в эксплуатацию 65 лифтов — самый большой объем за последние десять лет, — подчеркивает Юрий Булгин. — Нынче будет немного поменьше. К 1 ноября сдадим 40 лифтов и еще 20 планируем сдать до конца года. Строительства реально стало меньше. «СУ-13» совсем остановилось, по этой причине также пошло уменьшение объемов. Раз строители испытывают затруднения, значит, и мы не шикуем. Мы работали и в соседних регионах – в Кемеровской и Новосибирской областях. В прошлом году сдали шесть лифтов в Кузбассе. Но когда чужак приходит на чужой рынок, у него возникают надуманные конкурентами проблемы. Поэтому межрегиональные проекты осуществляем в основном вместе с ТДСК. Они строят – мы монтируем лифты.

Расставшись с монополизмом на монтаж лифтов предприятие вынуждено было искать новые сферы деятельности, и сейчас дополнительно к монтажу занимаемся техническим обслуживанием и ремонтом лифтов. У нас есть свой диспетчерский комплекс на ул. С. Лазо, и туда по Интернету мы сводим всю информацию, которая позволяет диспетчеру отслеживать работу всех лифтов, находящихся на комплексном обслуживании.

В Томске таких примерно 130 лифтов. Но «Союзлифтмонтаж» также отвечает за ремонт и обслуживание своих объектов в Белом Яре, Колпашеве и Асине. Не реже раза в месяц механик объезжает всю заданную периферию, а если что-то ломается, то приходится выезжать и чаще. Что поделать – работа такая.

Кстати, при массовой замене отслуживших 25 лет лифтов нередкой стала ситуация, когда бригада звонит с объекта заместителю директора по производству:

— Семеныч! Мы твой лифт ломаем! – и действительно, оказывается, в ту пору, когда Виктор Федяев был еще мастером, именно он подписывал гарантийные обязательства на этот лифт. Сразу же вспоминаются молодость и прежние «союзные» времена.

Труд монтажника лифтов – особый, требующий не только навыков слесаря, монтажника, но и знаний механики, электротехники, электроники, а также предполагающий наличие у работающего таких качеств, как смелость, выносливость, способности выполнять работу в условиях непогоды, холода, жары. Без этого рабочий никогда не станет хорошим монтажником.

На предприятии гордятся своими ветеранами. Олег Иванович Петров недавно вышел на заслуженный отдых, а Борис Максимович Свертокин в настоящий момент является самым старшим работником. Он пришел в «Союзлифтмонтаж» в 1977 году, много лет отработал на монтаже и вот уже лет десять работает по линии эксплуатации подъемников. Есть на предприятии и трудовые династии, когда вслед за отцом в компанию приходят дети. Пупковы, Колченаевы, Фроловы, Петровы – отцам интересно передать сыновьям профессиональный опыт, а тем, в свою очередь, догнать и, может быть, перегнать родителей.

Поинтересовались мы и средней зарплатой на предприятии. Оказалось, что она очень разная – от 12 до 40 тысяч рублей. Все зависит от умения монтажников и слаженности работы строителей.

Если строительный процесс в  ОАО «ТДСК» идет в потоке, то там и лифтомонтажникам трудно сбиться с рабочего ритма, и зарплата получается нормальная, — констатирует Юрий Булгин. – А если, допустим, ООО «ТПСК», то у них,  на мой взгляд, четкого строительного потока не получается. Это касается в первую очередь строительной готовности лифтовых шахт к монтажу оборудования. Шахты, как правило, к началу работ по монтажу не готовятся. Приходит время монтажа кровли над зданием, шахты без лифтового оборудования перекрываются сверху, башенный кран демонтируется. Спустя какое-то время лифтовые шахты все же передаются для монтажа оборудования, и начинается малоэффективная, с большими временными затратами работа по разборке уже на отдельные узлы и детали собранного в условиях заводского цеха лифтового оборудования, затаскивание в здание и подъем монтажными лебедками по шахте на необходимую высоту. После чего из поднятых  деталей вновь собираются кабины, шахтные двери, лебедки и только тогда, собственно, начинается монтаж. Какая уж тут высокая зарплата у монтажника лифтов! И как тут не вспомнишь американцев с их минимум пятикратным превышением уровня производительности труда.

И все же к концу юбилейного года «Союзлифтмонтаж» планирует лишь чуть-чуть отстать от прошлогоднего рекорда и сдать в эксплуатацию около 60 лифтов. Хороший результат для продолжающей пребывать в кризисе строительной отрасли. Остается поздравить томских монтажников с грядущим в ноябре 40-летием и пожелать и в будущем хороших объемов, хороших клиентов и хороших лифтов.

Юрий БУЛГИН, Сергей МАКИЕНКО.

Реклама
Опубликовано в октябре 2011 г.
  • У Вас телефон все время занят, перезвоните как будет время. 8(918)260-98-71 Константин

  • Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-68 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1. На заставку не обращайте внимания, Атс подвисла.

  • Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-35 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1. На заставку не обращайте внимания, Атс подвисла.

  • Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-68 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1.

  • Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-42-35 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *