Под флагом «Томскавтотранса»: предприятие уверенно выходит из кризиса

Копия 1742602

Сегодня более 20 автобусов под флагом «Томскавтотранса» ежедневно выходят на линию и возят пассажиров, в ближайшее время будут поставлены еще 30 автобусов. Машины этого предприятия узнаваемы на линии, они возят томичей и жителей Томского района, выполняя межмуниципальные маршруты на Кисловку, Петухово и другие населенные пункты. Всего «Томскавтотранс» обслуживает 29 маршрутов, в перспективе предприятие планирует выполнять все рейсы собственными силами, без привлечения субподрядчиков.

«Томскавтотранс» 1 апреля отметил свое 50-летие. Изначально на государственное предприятие были возложены обязанности по межмуниципальным, межсубъектным и межгосударственным перевозкам пассажиров. Но лихие 90-е, а затем сложная ситуация и совершенные прежним руководством ошибки в начале-середине нулевых годов привели к тому, что предприятие осталось без самых выгодных маршрутов и без парка автобусов, чтобы их выполнять. На маршруты пришли частные перевозчики. Усугубляющаяся с каждым годом ситуация достигла своего дна, когда задолженность «Томскавтотранса» перед компаниями-перевозчиками достигла 60-70 миллионов рублей в год. Долги росли, и все шло к банкротству предприятия.

На этой стадии администрацией области, которой принадлежит пакет акций предприятия, все же было принято решение вернуть «Томскавтотранс» к жизни. В качестве управляющей компании, готовой инвестировать средства и обеспечить менеджмент, была выбрана «Регион-Транс».

— Это не совсем наш функционал, мы не позиционировали себя как компания-перевозчик, — отмечает генеральный директор компании «Регион-Транс» Владимир Ильичев. — Но взвесив все «за» и «против», понимая, что такой проект был предложен впервые, и он может клонироваться на другие регионы, потому что ситуация с государственными предприятиями-перевозчиками примерно везде одинакова, мы согласились.

«Регион-Транс» выступил управляющей компанией по привлечению средств для обновления подвижного состава. Из своих прошлых активов компания предложила администрации области парк новых автобусов на условиях аренды без первоначальных взносов. Денежный поток, который генерирует перевозочная деятельность на данных маршрутах, был понятен, и из этого был сделан прогноз, как выйти из минуса, ликвидировать убытки, начать наращивать доходную часть предприятия и рассчитываться с долгами. Был разработан бизнес-план, который долго и скрупулезно согласовывался со структурами областной администрации. В конечном итоге в ноябре 2016 года был дан старт проекту. Но не все пошло гладко, признают в управляющей компании.

Было решено использовать автобусы, работающие на газомоторном топливе. В пул участников проекта вошли дочерние компании «Газпрома», связанные с этим транспортным направлением, а также компания «ГАЗ», выпускающая всю линейку таких автобусов.

— На этом этапе мы столкнулись с тем, что даже эти автобусы, которые приемлемы для нас с точки зрения обеспечения доходности, все равно стоят немалых денег, — продолжает Владимир Ильичев. — Мы вошли в федеральную программу, поддерживающую компании, которые приобретают технику на газомоторном топливе, но нам пришлось слишком долго ждать распоряжения правительства о предоставлении данных сумм, мы рассчитывали на более сжатые сроки поставки автобусов. В итоге нам пришлось перестраиваться. И в это же время возникла резкая активность кредиторов, которые начали требовать срочного погашения задолженности, что называется, к вечеру. Мы знали об этой задолженности, но планировали ее погашать постепенно, ведь она накопилась не за один день.

По словам руководителя «Регион-Транса», бизнес-план не предусматривал привлечения средств на эти цели, да еще в таком масштабе — порядка 80 миллионов рублей. План был направлен в первую очередь на то, чтобы предприятие могло постепенно само, от своей деятельности, рассчитаться с кредиторами. Но ситуация резко изменилась, поэтому начались корректировки стратегии и тактики.

— Все идет не так быстро, как хотелось бы, идет с большими сложностями в силу объективных и субъективных причин, но процесс движется, — констатирует Владимир Ильичев. — В эксплуатации «Томскавтотранса» находятся 23 автобуса, они входят в работу по мере приведения в соответствие всем предъявляемым требованиям. Заключены договора по поставке еще 30 автобусов, нам важно, чтобы автобусы как можно меньше простаивали в ожидании начала работы. За это время, для скорейшего решения проблемы с кредиторами, мы провели переговоры с рядом банков. Мы решили привлечь кредитные ресурсы, несмотря на сложное финансовое состояние предприятия, для погашения этой задолженности. В апреле было погашено больше половины кредиторской задолженности, на сегодня уже определены источники финансирования для погашения остальных долгов, а также выплаты неустоек перевозчикам по решениям судов. К началу июня эти проблемы мы решим.

Для выхода на линию автобусов под флагом «Томскавтотранса» создано около 40 рабочих мест, защищенных соцпакетом. Предприятие, несмотря на сложности, не имеет долгов по зарплате перед своими работниками и бюджетами всех уровней.

— Сегодня мы видим рост выручки от перевозок, — добавляет Владимир Ильичев. — Это происходит по двум причинам. Во-первых, наши автобусы ходят строго по графику, пассажиры его знают. И утренний, и вечерний автобус строго выходят на рейс, и человек понимает, что он уедет. График – это основа основ, он обеспечивает спокойствие пассажиров и безопасность движения. А вторая причина — это начало дачного сезона и популярность наших маршрутов у садоводов. Первые результаты уже показывают правильность выбора и то, что мы в состоянии обеспечить возврат кредитов, вывести предприятие из ямы, в которой оно оказалось. Сомнений в этом нет.

Преимущества сохранения для области автотранспортного предприятия очевидны, отмечают специалисты. Во-первых, на примере работы пассажирского транспорта Томска хорошо видны все минусы — долгое время городская власть не могла навести порядок с пассажироперевозками именно потому, что любое требование соблюдать законодательство воспринималось как нарушение прав предпринимателей. Вторая проблема — далеко не вся техника «частников» соответствует техническим требованиям, а «гонки на маршрутках» уже давно стали притчей во языцех. В итоге — перегруженность дорожной сети, износ полотна, нарушение правил безопасности движения.

— Водители «Томскавтотранса» работают строго по графику, и у них нет необходимости торопиться и обгонять друг друга, чтобы собрать больше пассажиров, и соответственно, больше денег, — отмечает руководитель компании. — Есть статистика по линии ГИБДД, говорящая о том, что на водителей «Томскавтотранса» нареканий гораздо меньше. Это факт. Государственное предприятие больше контролируют проверяющие органы, что тоже является стимулом соблюдать все требования законодательства. Мы изначально предусматривали в бизнес-плане поставку низкопольных машин с опциями для маломобильных категорий граждан, на газомоторном топливе, оборудованных Глонассом и тахографами, все, что на сегодняшний день требуется мировыми стандартами и что удобно для пассажиров. К сожалению, по ряду причин, о которых сказано выше, мы были вынуждены начать не с этих моделей. Сейчас наша задача — оздоровить ситуацию и в нормальном режиме продолжать автоперевозки, выполняя требования законодательства.

Юлия КЛИМЫЧЕВА.

Опубликовано 29 мая 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *