ВСЁ ПУТЕМ! «Томские транспортные линии» становятся длиннее

В Томске не так много железнодорожников, и потому профессиональный праздник редко обходится без поздравлений коллегам со стороны ООО «ТТЛ». Его директор Владимир Ильичев считает своим долгом сказать спасибо и собственному коллективу — а это без малого 200 человек, и ветеранам — дай им бог здоровья, и всем, кому по жизни «колеса диктуют вагонные…»

Что диктуют? Да все. Ритм сердца, если хотите. И хотя ТТЛ вроде бы работает «на земле», они — железнодорожники. А это, подобно энергетикам или нефтяникам, что-то вроде клана или масонской ложи. Со своим уставом, в который из чужого «монастыря» не лезут. Со своими династиями… Связав свою жизнь с железной дорогой, люди редко меняют профессию. Вот и на «Томских транспортных линиях» о текучке не слыхали. Конечно,  зарплата не хуже людей, и соцпакет полный, и график работы удобный… но это еще не все. Сотрудники «со стажем», оказавшиеся в ТТЛ  после преобразований «родительских» предприятий, отлично помнят времена, когда  ситуация, скажем так,  несколько отличалась от нынешней. Но костяк сохранился, не разбежалась крепкая железнодорожная косточка. А где есть кости, там мясо всенепременно нарастет. Что, собственно, и случилось.

О времени и о себе

Вообще, если говорить об истории «Томских транспортных линий», ее можно разделить на длинную и короткую. Начнем с последней. Или, как говорят летчики, крайней.

Итак.  Железнодорожная компания ООО «ТТЛ» была создана постановлением главы администрации (губернатора) Томской области № 80 от 11 марта 2001 года на базе ЖДЦ ОГУП «Томский ЛПК», впоследствии отделение «Северное» ООО «ТТЛ». В конце 2003 года создается второе отделение ООО «ТТЛ» – «Южное» на производственно-технической базе ППЖТ Томского отделения ОАО «Кемеровопромжелдортранс». На ООО «ТТЛ» возложена задача по обеспечению перевозок железнодорожным транспортом предприятий области, координации взаимодействия с Западно-Сибирской ж/д ОАО «РЖД», эффективного использования мощностей ППЖТ (предприятий промышленного железнодорожного транспорта) городов Томска, Асина, Северска». Это официальная справка. Теперь жизнь.

Со второй половины двухтысячных ООО «ТТЛ» стабильно  ходит в передовиках отрасли, периодически завоевывая престижные награды, порой  в обход железнодорожных грандов.  На счету ТТЛ немало престижных наград — в том числе две «Геммы», «Золотой Меркурий» от  Торгово-промышленной палаты.

Важная спица в колеснице

Но по-настоящему  триумфальным был 2007-й, когда Ильичев привез в Томск национальную общественную премию транспортной отрасли России. «Золотая колесница» приехала в транспортный тупик» — кричали тогда заголовки. Действительно,  к премии прилагались  статуэтка в виде колесницы, диплом и медаль «За вклад в развитие транспорта».

«Как стать лучшими, работая в транспортном тупике? — писали тогда коллеги. — Любые грузы — от рапсового масла и до автомобилей «Форд». Томские транспортные линии — это не РЖД, хотя тоже называют себя железнодорожниками. Они помогают российским железным дорогам. Осуществляют перевалку грузов. Сначала расформировывают состав, затем доставляют груз клиенту. Это совсем молодое предприятие. Оно было создано по распоряжению губернатора. В этом году линиям исполнилось 6 лет. Начинали в 2001 году с одного локомотива, сейчас их 11. За год транспортные линии обрабатывают 18 тысяч вагонов. «Золотая колесница» хранится в кабинете директора. На третью церемонию награждения лауреатов национальной общественной премии транспортной отрасли России было заявлено около 400 предприятий. Наши томские транспортные линии выиграли в номинации «Лучшее российское региональное предприятие промышленного транспорта». Владимир Ильичев, генеральный директор ООО «Томские транспортные линии»: «Когда тебе аплодируют в Кремлевском дворце люди, которые сами не понаслышке знают, как это делается, в каких условиях в нашей стране, конечно, это стоит дорогого». Географически, говорит директор, Томск — тупик, экономически — нет.

Общего оптимизма с тех пор, надо сказать, несколько поубавилось: вспомним, какой год следовал за 2007-м. Но даже в кризисные 2008-2009-е объемы, выдаваемые на-гора ТТЛ, как ни странно, не падали, а неуклонно росли. С разной интенсивностью, но в среднем на 20 процентов в год.  И это даже притом, что список традиционных томских партнеров ТТЛ из числа крупных предприятий несколько поредел. Еще недавно среди флагманов, экономики региона, которым  ООО «Томские транспортные линии» обеспечивал бесперебойную работу в круглосуточном режиме, значились ТГК-11, «ЗКПД ТДСК», «Сибэлектромотор», «Сибкабель», «Томские мельницы», «ЗПП «Томский», «ТЭМЗ». Сегодня некоторые из звездного перечня полностью или частично отзвездились. Грустно, конечно. Но свято место пусто не бывает. Уходят одни, приходят другие. И сегодня число клиентов (юридических лиц) превысило 30, ежемесячно обрабатывается 1300 вагонов.

Нет «малых» клиентов

Конечно, работать приходится по-другому, уже не целыми составами, а скорее «посылочками», то на то и негласный девиз предприятия: сделать все, чтобы сбалансировать интересы гиганта (РЖД) и невеликого томского клиента. В этой нише, собственно, и существует, причем весьма успешно, ТТЛ. В его официальной «визитке» значится:  «логистика и транспортировка грузов, экономика и правовое сопровождение транспортных операций». «Предприятие предоставляет полный спектр услуг по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом».

На самом деле оно — как добрая заботливая тетя, которая следит, чтобы «мальчик-с пальчик» не был ненароком растоптан великаном. Впрочем, крупные (по томским меркам) предприятия как раз понимают, что времена, когда каждый был сам себе режиссер, ушли в прошлое, с удовольствием отдают непрофильные операции профессионалам. А в отношениях с РЖД «Томские транспортные линии» как раз и являются таким профессионалом.

— Для «Российских железных дорог»  все томские предприятия, за исключением единиц, являются мелкими клиентами, поэтому отношение к ним соответствующее. Основные доходы ОАО «РЖД» получает в городах, где есть крупные промышленные производства, заказывающие вагоны тысячами. По этой причине у томских предприятий возникает множество проблем. Некоторые просто не в состоянии  вывезти продукцию за пределы Томской области на приемлемых условиях.

Вот тут и включается ТТЛ. Причем не  только «на рельсах». В этом году впервые «Томские транспортные линии отработали по принципу смешанных перевозок, «завязав» на себе сразу три вида транспорта — железнодорожный, речной и автомобильный. Для специалиста по логистике переоценить этот опыт невозможно, считает Владимир Ильичев.

— Теперь мы точно знаем, на что способны предприятия и, если будут заказчики, можем смело браться за эту работу и в будущем, — резюмирует директор.

Активно развивает предприятие и такое направление, как контейнерные перевозки. В контейнерный терминал вложено более 10 миллионов собственных средств, но, уверен директор, инвестиции себя оправдают. Работы уже вступили в завершающую стадию: «Выходим на финишную прямую. Надеюсь, скоро терминал будет работать самостоятельно».

Новое направление работы компании — текущее содержание и ремонт железнодорожных путей. Именно в этой сфере ТТЛ заслужили  лауреатство в конкурсе «ЕВРАЗИЯ-2011». Номинация — «Строительство и ремонт железнодорожных путей». Последнее стало возможным благодаря вступлению в СРО. Но само по себе членство в саморегулируемой организации путейщиков успеха гарантировать не может.

— Более трех лет мы активно занимались поисками спецтехники. Первые образцы уже поступили. Нам удалось задействовать предприятия пяти государств(!), которые изготавливали технику по нашим пожеланиям. Сами ее сертифицировали. Фактически это наше ноу-хау, — рассказывает Владимир Ильичев. — Очень непросто все это было, но оно того стоит. Механизация труда серьезно влияет на сроки выполнения работ, да и качество совсем другое. Такая техника позволяет мобильно оказывать услуги в радиусе 500 км от Томска. По крайней мере, на первом этапе.

Кстати, конкурсы, о которых говорилось выше, на самом деле нужны не столько для побед, сколько для профессионального общения. Используя этот фактор, можно серьезно расширять круг партнеров, участвовать в новых тендерах.

— Инициативы, которые мы пытаемся внедрить по обслуживанию предприятий железнодорожным транспортом, стали интересны на уровне законодателей. Совместно с руководством РЖД создана рабочая группа при заместителе Якунина Салмане Бабаеве, которая должна привести к изменениям в пользу грузовладельцев, которые сейчас зачастую беспомощны перед перевозчиком. Результатом стал выход ряда документов, позволяющих, в том числе нам на законных основаниях, подставлять плечо клиентам. Особенно это важно для таких мест, как Томск, которые на показатели ОАО «РЖД» практически не влияют и потому неинтересны.

Долой «тупиковое мышление»

К сожалению, не только такие отраслевые монстры, как ОАО «РЖД», порой пренебрегают интересами отдельных территорий, но и на местах достаточно примеров «тупикового мышления» (термин на совести автора статьи — ред.). Вначале мы рассказывали о «короткой» истории ООО «ТТЛ», коротко упомянув, что была и длинная. Но она там пришлась вроде как не по теме. Не слишком оптимистичная. Если же говорить об истории длинной, то, убежден генеральный директор ООО «ТТЛ» Владимир Ильичев, надо говорить о Великой Отечественной войне.

— Точную дату создания Томского ППЖТ нам в архивах найти не удалось, — говорит Владимир Владимирович. —  Но это, несомненно, были первые годы войны, когда в Томск эвакуировали крупные московские и ленинградские заводы. Именно тогда Томск, в котором с царских времен сохранились винокурня да кухтеринская «спичка», а больше ничего,  стал крупным промышленным центром.

Ирония судьбы: именно железная дорога, сыгравшая такую зловещую роль в  истории столицы громадной сибирской губернии, вновь подняла заштатный городок до значения «кузницы победы» (и, кстати, «всесоюзного госпиталя»). И все они прибывали в Томск по единственной железнодорожной ветке: столичные заводы со станками и рабочими, инженерами, чадами и домочадцами — огромной массы эвакуированных, и санитарные вагоны с ранеными. По ней же назад  шли составы со снарядами, лесом и возвращающимися в строй солдатами.

Владимир Ильичев рассказывает, что очень хотел открыть в Томске музей железной дороги и установить памятник паровозу. Ну то есть не какой-то там муляж, а настоящий аутентичный паровоз на угольной тяге, трудягу, вытянувшего всю войну — «все для фронта, все для победы!». Но осуществить мечту не удалось. Неожиданным препятствием стала городская администрация. Несмотря на то, что денег директор ТТЛ не просил, да и вообще, собственно, ничего не просил, кроме  разрешения, он его не получил. Чиновники… обиделись. Что это, мол, за инициативы без согласования с компетентными инстанциями. Грузите свои вагоны? Ну и продолжайте в том же духе. А насчет памятников с музеями мы как-нибудь без вас…

Директор ТТЛ вроде как и давно из наивных юношей вырос, но все никак не может привыкнуть к такой чиновничьей логике. Кроме истории с памятником паровозу, был у него еще опыт общения с «власть предержащими». Пытался он как-то, опять же ко Дню железнодорожника, «пробить» награды для самых заслуженных своих рабочих. Из тех, кто как пришел мальчиком после железнодорожного техникума, так до пенсии и оттрубил на путях. Вроде бы, говорит Владимир Владимирович, ему и не отказали прямо, но заволынили дело так, что он предпочел обратиться в Министерство транспорта РФ. Удивительно, но там не отказали. Получили ветераны свои грамоты и благодарности из столицы. А своя власть так и забыла о запросе ТТЛ.

— Странная какая-то штука получается, — недоумевает Ильичев. — У нас носятся с теми, кто только-только на ноги встает и еще неизвестно, что из него получится, а предприятие, которое ежегодно платит более 40 миллионов налогов, вроде как никому неинтересно.

Было это, правда, уточняет Владимир Ильичев, при прошлой администрации. Не то, чтобы он был из тех, кто бросал бы камни в спину уходящим. В конце концов и создано было предприятие при прежней власти, и регалии получало. Но то, что в области начал ощущаться застой, тоже никуда не денешь. Что говорить, если даже департамент по транспорту ликвидировали. Такое, выходит, внимание к отрасли. С новой командой началось какое-то движение, начали появляться перспективы. У директора ТТЛ появилась даже некая надежда, что его логистические идеи будут не только услышаны, но и восприняты. Пока же он как

минимум имеет возможность держать руку на пульсе событий — как член экспертного совета. Это очень важно. Тем не менее, считает Владимир Ильичев, внимание транспорту, как к ключевой сфере экономики, пока не наблюдается. Между тем тупиковое расположение Томска серьезно влияет в том числе и на приход к нам инвесторов. Если город связан с «большой землей» так, как нынче, крутой каши там не сваришь. И если в городе основной вид транспорта — древние «пазики», осмеянные еще Грефом во время Российско-немецкого саммита, серьезные люди туда не поедут. То же касается и авиации. Да, в Томске открыт международный терминал, но это скорее вопрос «больших понтов», чем сугубой целесообразности.

Насчет «выхода из тупика» у Ильичева есть своя теория, причем всесибирского масштаба. Необходимо связать скоростными электропоездами треугольник Новосибирск-Томск-Кемерово. Все они должны сходиться в единой точке — где-то в районе Болотного пересадочный узел. И вот там следует построить единый аэропорт с расстоянием до каждой вершины треугольника в 120 км — 40 мин. На скоростной электричке. Это позволит навсегда покончить с «проклятием Транссиба» для Томска (Кемерово, кстати, тоже немного в стороне от него), а Москву и  Новосибирск освободит от чрезмерной загруженности транзитом. Кстати, в городах «треугольника» (четвертым углом в него может войти Барнаул) ежедневно в воздух взмывают 60 авиалайнеров. А если все да в одном месте?

Фантастика? Как сказать… По крайней мере, налицо государственный подход.

Государственным подходом считает директор ТТЛ и консолидацию базы для работы с компаниями-операторами. Быть может, здесь потребуется помощь областной администрации, заинтересованной в благоприятных условиях работы для местной промышленности. Частный случай, не очень важный — перспективы  создания нового транспортного узла в районе будущего Промпарка. Более того, даже готов инвестировать свои средства. Единственное, что требуется — некая гарантия от власти, что эта зона гарантированно будет развиваться.

Такой географический сдвиг позволит разгрузить и центральную площадку ТТЛ — подъездные пути на станции Томск-1. Раскроем страшную тайну: «дяденька, который играет в паровозики» на Степановском и Мокрушинском переездах (в первую очередь первом) — это он, Ильичев. Это «Томские транспортные линии» бесцельно, как кажется томящимся в пробке томичам, гоняет туда-сюда одну платформу со щебенкой или вагон-контейнер. Владимир Владимирович рисует схему, наглядно демонстрируя журналисту, сколько раз надо миновать маневровому тепловозу переезд, чтобы прицепить вагон к поезду.

— Дело не в переезде, — убежден директор. — Еще несколько лет назад он никому не мешал. Дело в местной власти, которая ни на минуту не подумала, что она делает, отводя землю под многоэтажное строительство в микрорайонах, связанных с основной городской территорией только через переезд. Надо было строить эстакады, а власть вместо этого зарывала голову в песок. Я вам больше скажу: улицу Елизаровых в мэрии тоже собирались выводить на ДСК по земле, через переезд на моих путях. Если бы я тогда не взбунтовался, стояли бы сейчас и там.

Людей сделали заложниками «тупикового мышления» властей, считает Ильичев. И никакими полумерами, включая договоренности об ограничении закрытий переезда на Томске-1 или даже еще одной полосы дороги на Мокрушина не обойтись.

— Это дорого, но надо строить эстакады, — убежден Владимир Ильичев. — И откладывать проблему на какие-то лучшие времена бессмысленно. В конце концов, есть федеральный  Закон «О железнодорожном транспорте», который жестко  ограничивает права местной власти.

Что касается возможности строительства новой ветки железной дороги — объездной, о которой много говорилось в перестроечные годы, Владимир Ильичев считает эту идею нереализуемой: в России множество городов, где железная дорога проходит через центр, причем с гораздо большей интенсивностью движения. И переносить пути никто не собирается. Так что Томску определенно надо учиться цивилизованно жить в соседстве с рельсами и шпалами. Со своей стороны, работники ТТЛ обещают и впредь наращивать мастерство, повышать профессиональный уровень и образцово содержать дорожное хозяйство. К слову сказать, у них для этого есть все необходимое: 84  процента рабочих и 98% управленцев имеют железнодорожное образование; современная техника — путевая, снегоуборочная, маневровые тепловозы, погрузчики и тому подобное. Есть чувство команды и профессиональная гордость.

Владимир Ильичев, директор ООО «Томские транспортные линии»: «Дорогие друзья, уважаемые коллеги, старшие товарищи, ветераны! В наш профессиональный праздник желаю всем вам — нам — новых успехов, здоровья, верных заказчиков и новых площадок для воплощения планов. Динамичного развития, финансовой стабильности и взаимопонимания с властью».

Марина БОБРОВА.

Фото: Никита ПИКАЛЁВ.

Справка:
ООО «Томские транспортные линии» – лауреат Международного конкурса «Качество товаров и услуг «ЕВРАЗИЯ-2011» в номинации «Деятельность в сфере промышленного железнодорожного транспорта» – «Строительство и ремонт железнодорожных путей».
В 2007 году предприятие  вошло в число победителей национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница».
Томская торгово-промышленная палата наградила ООО «Томские транспортные линии» дипломом за качественную организацию управления и контроля в обеспечении перевозочного процесса с присуждением звания «Активный участник рынка» и вручением статуэтки «Золотой Меркурий».
Компания награждена медалью конкурса «Сибирские Афины» в номинации «Лидер отрасли» на 6-й Межрегиональной специализированной выставке «Транспорт и дорожное хозяйство». Национальный общественный совет поощрения предпринимательства наградил компанию дипломом «Лидер российской экономики» за активную деятельность по реализации Государственной программы экономического и социального развития, стабильную работу и высокие производственные показатели с вручением ордена «Лидер российской экономики».
Опубликовано в августе 2013 г.
Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *