Ядерный рок-н-ролл

Шатоff

В нынешнем мае исполнилось двадцать лет со дня трагической гибели в ДТП и пятьдесят лет со дня рождения Вячеслава Шатова, легендарного среди знатоков и любителей сибирского рока 90-х, лидера рок-групп «Передвижные Хиросимы» (Томск) и «Шатов и Кукушки».

 Вячеслав Владимирович, видимо, был самым ярким и значительным представителем томской рок-культуры всех времен и — это теперь ясно со всей очевидностью — одним из самых выдающихся рок-лидеров в истории СССР и России.

Последние годы жизни Шатов совершенно обоснованно был нацелен на широкий успех, но так и остался в андеграунде — культурном «подполье». Это горько, больно и досадно! Вячеслав ушел недооцененным, не признанным в соответствии со своими достоинствами и соразмерно своему таланту. Нам, томичам, чья юность пришлась на начало и середину 90-х, посещавшим концерты «Хиросим» и их лидера, до сих пор слушающим записи этих великолепных музыкантов, повезло, что мы имели и имеем возможность наслаждаться музыкой самого высокого – всероссийского, международного – уровня!

Хиросима, любовь моя    

Свою выдающуюся рок-группу с ошеломительным — и, если вдуматься, эпатажно жутковатым — названием «Передвижная Хиросима» Шатов, уроженец Колпашева создал в 1988 году. Изначально его коллектив назывался именно так — в единственном числе. К 1991 году у «ПХ» был ряд удачных концертов, среди которых были просто потрясающие. «Хиросима» тогда объективно стала флагманом томской рок-культуры.

Неслучайно именно группа Шатова – после фурора на фестивале «Альтернатива» в Ижевске – в апреле 1991-го была приглашена в Москву на всесоюзный фестиваль рок-андеграунда «Индюки» (от английского Indie — Independencе – «независимость»). В списке приглашенных на это мероприятие коллективов «Передвижная Хиросима» — на страницах «Российской музыкальной газеты» (Москва), например, — стояла в одном ряду с такими корифеями русской рок-культуры, как гениальный «подпольщик» Егор Летов из легендарной «Гражданской Обороны» (Омск) и бывшая возлюбленная, соратница и… оппонент Летова Янка Дягилева (Новосибирск).

В 1993-м группа стала называться во множественном числе — «Передвижные Хиросимы». Тогда же их сюрреалистическая и «антибуржуазная» одновременно песня «Крысы и доллары», стала призером хит-парада Независимого рока Радио России. В этой передаче Романа Никитина «Тихий парад» высшим достижением «ПХ» стало третье место. Названная песня авторства Шатова тогда неоднократно транслировалась во всероссийском радиоэфире. Она тогда опережала в хит-параде того же Егора Летова и немного отставала от набиравшего популярность Чижа, в составе харьковских «Разных людей».

В 1993-94-м «Передвижные Хиросимы» провели ряд грандиозных выступлений в родном городе, на материале двух из них были выпущены аудиокассетные концертные альбомы. Один из них – «Гангстерское солнце» — вершина шатовского творчества, достояние золотого фонда не только томского рока, но и всей рок-культуры России и бывшего СССР. Да и мировой рок-культуры, я думаю. Любой уважающий себя томский, сибирский, российский и пост-советский рок-меломан должен иметь его в своей коллекции! Стилистическую ориентацию «Хиросим» тогда можно было определить как «нео-гаражный инди-альтернативный пост-панк, с влиянием английского мод-рока». При этом у «передвижников» встречались и русские фолк-мотивы, и элементы кантри. А шатовские и «хиросимские» хиты, альбомы, два клипа «ПХ» и различные концертные видео группы ныне можно найти в интернете.         

Скажи, кукушка

В декабре 1994-го «Хиросимы» провели успешные гастроли в Москве: выступили в ряде клубов и на всероссийском фестивале. Столичные FM-радиостанции транслировали шатовские песни в исполнении «Передвижных Хиросим». Острое интервью с лидером «ПХ» поместили две московские газеты. А первое большое интервью с Шатовым было опубликовано в «Красном знамени» и «Альма Матер» (ТГУ) в 1993-м.

И вдруг… группа «Передвижные Хиросимы» распалась! Барабанщик Роман Войтенко позже стал участником известной на всю Россию поп-рок-группы «Жуки» (ныне он играет в томском коллективе «Partagas»), гитаристы Артем Жиляков и Виктор Хайдаров играли в разных группах Томска и Новосибирска. Директор и бас-гитаристка «ПХ» Елена Кузнецова на рубеже веков работала политтехнологом.

Одной из причин прекращения деятельности ансамбля было то, что ориентированные на скорейший коммерческий успех звукозаписывающие столичные фирмы больше интересовались попсой и шансоном. Плюс — стандартный набор рока «Кино-Алиса-Наутилус-ДДТ…». А «Передвижные Хиросимы» были из тех коллективов, которые, в российском контексте, опередили свое время.

…После распада своей лучшей группы Вячеслав начал концертировать и записал альбом сольно в Томске в сопровождении ансамбля «Ноль-Пикет». Это была группа обычного постсоветского хард-рока и «русского рока» провинциального уровня. Ее звучание было более привычно «широким массам», с ней было легче зарабатывать записями и концертами хотя бы в родном Томске.

Позже Вячеслав на базе «НП» создал полуакустическую фолк-рок-группу «Шатов и Кукушки». Если этот коллектив и был чем-то близок русскому шансону, то он следовал лучшим его образцам. Помимо русских уличных мотивов у «Кукушек» заметно влияние англо-ирландского инди-фолк-рока.

Несмотря на то, что поклонниками «Передвижных Хиросим», в том числе и мной, поздние сольные альбомы их бывшего лидера были поначалу встречены в штыки и с разочарованием, даже в обедненной (и, якобы, более коммерческой) аранжировке многие новые песни Шатова (1995-96 годов) по мелодии и ритму были яркими и интересными. А их тексты стали более четкими и профессиональными.

В 1997-98 годах две песни из альбома «Шатов и Кукушки» вошли в российско-украинские московские CD-сборники «2000% Живой энергии» (они были выпущены тиражом на обе страны также на компакт-кассетах). Произведения Вячеслава звучат на этих компиляциях рядом с песнями московско-питерских и киевских поп-рок-групп, которые приобрели в «нулевые» годы определенную известность на постсоветском пространстве и иногда почти культовый статус. И надо заметить, именно шатовские вещи, несмотря на бледноватый – уже не «хиросимский» звук, – одни из самых ярких на этих сборниках. В смысле естественной органичной мужественности, энергетики, дерзости и неординарности вокала, по текстам, идеям и ритмомелодике!

Мысль как страсть

Мировоззрение, концепции, принципы, художественная идеология творчества, выраженная в текстах песен и интервью, значили для Вячеслава Шатова не меньше, чем собственно музыкальная составляющая. Слава был знатоком контркультуры 60-80-х годов и современного ему альтернативного искусства. В «хиросимских» и более поздних шатовских песнях содержится бунтарский нонконформизм — и социально-политический, и личностный.

Песни «Передвижных Хиросим» и Шатова – это, кроме прочего, пестрая панорама тревожных 90-х: дикий бизнес и бандитско-олигархический передел, невыплаты зарплат и забастовки, политическое противостояние, странная чеченская война. И это не было конъюнктурной спекуляцией на «жареной» злободневности. В талантливых шатовских произведениях рассыпаны зоркие и афористичные философские обобщения – некоторые просто-таки на вечные времена.

В Славиных текстах умело и уместно употребленный сленг и забавные народные фразеологизмы гармонично соседствуют с интеллектуальными фрагментами. Это, например, даосы и монада, «третий глаз» и гуманисты (философы-писатели эпохи Возрождения), намеки на геополитику… Герои песен Шатова — наши современники и соотечественники из Томска и Юрги, Усть-Илимска, Казахстана и Москвы — живут в его произведениях рядом с индейцами и ковбоями, гангстерами и социалистами, жителями Манчестера и Детройта, с древними библейскими филистимлянами…

Харизматичный лидер, Слава, при всей своей интеллектуальности, был мужественным человеком, крепким русским мужиком, отслужившим в армии (ВВС), гулякой, смело ввязывающимся в драку. Он никогда не был хлипким «волосатиком» с серьгой и в рваных джинсах, отличаясь своеобразным стильным дендизмом. Хотя и этакого мачо Вячеслав тоже не изображал.

В 2013-15 годах трибьют-альбомы, целиком состоящие из кавер-версий (ремейков) песен Шатова и его групп записали в германском Берлине и Москве выпустили на дисках и в интернете известные по всему бывшему СССР современные рок-группы «Ожог» (Москва) и «Адаптация» (Актюбинск, Казахстан). Их лидеры и некоторые столичные критики прямым текстом называют Вячеслава Шатова великим музыкантом и автором!

А 23 мая сего года обширное обзорно-аналитическое многостраничное исследование – с фотографиями и видеороликами — творческого пути Вячеслава Шатова автора этих строк было опубликовано в рубрике «Почти знаменит» электронной версии (сайта) московского всероссийского русскоязычного издания американского арт-музыкального журнала «Rolling Stone», который выходит с 1967 года. Вот сетевая ссылка на этот материал: http://www.rollingstone.ru/music/almost_star/24069.html

Подобно многим выдающимся творцам-художникам, Вячеслав был соткан из противоречий. С Шатовым было можно и нужно спорить, и сейчас, спустя двадцать лет после его смерти, Вячеслава и все его группы можно аргументировано критиковать. Но Шатова есть, за что искренне уважать. А порой им можно и нужно просто восторгаться и восхищаться!.. Но главное – не забыть!

Григорий ГЛИНСКИЙ.

Фото из архива Юлии Фроловой (Шерстобитовой).

Опубликовано в газете "Красное знамя" 10 июня 2017 г. (спецвыпуск "Выходной").

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *