ЖДЕМ ПЕРЕМЕН. Виктор Самохин надеется, что для томских строителей все-таки настанут хорошие времена

самохин суперклассика-2011 (сибэлектромонтажЪ) НЕ ПОВОРАЧИВАТЬ

Еще двадцать лет назад «Сибэлектромонтаж» был крупной и мощной монтажной организацией. И чтобы верно оценить его масштаб, достаточно сказать, что за свою полувековую историю предприятие провело электромонтажные работы на всех промышленных предприятиях областного центра, на большинстве жилых объектов и объектов соцкультбыта.

В частности, за годы работы «Сибэлектромонтаж» выполнил электромонтажные работы на пяти очередях троллейбусных линий, двух очередях трамвайных линий, Томском свинокомплексе, животноводческих комплексах области, в городах Стрежевой и Кедровый, на Пионерном, Мыльджинском, Васюганском, Северо-Васюганском месторождениях и на многих оборонных объектах страны. Коллективу предприятия на вечное хранение оставлены четыре переходящих Красных знамени и десятки почетных грамот.

 С грустью о настоящем

Сегодня «Сибэлектромонтаж» уже не тот, что в былые годы. Из 300 работников на предприятии работают 140, заметно снизились объемы работ. Но как считает его директор Виктор САМОХИН, ему и всем томским строителям работалось бы намного легче, а результаты работ были более оптимистичными, если бы местные власти внимательнее относились к их нуждам. Но пока этого не происходит.

— Период деиндустриализации негативно сказался на стране в целом и на работе нашего предприятия в отдельности, — говорит Виктор Георгиевич, —  А ведь когда-то «Сибэлектромонтаж» осваивал на строительстве, реконструкции и модернизации промышленности до 70% своих объемов, остальное — на жилье. А сегодня – не более 20%! И не удивительно, ведь сегодня на месте заводов — офисы, склады, магазины, маркеты, ларьки… Осколкам томской промышленности сегодня не до модернизации, о которой так много говорят в правительстве. На мой взгляд, десяток небольших новых предприятий погоды в росте производства не сделают. И, кроме того, модернизировать нужно условия для роста производства, а не для роста численности посредников.

В большинстве стран в послекризисные периоды локомотивами экономики становились строители – строились дороги, жилье, плотины, порты. А у нас в городе замерли больше половины башенных кранов. Считаю преступлением доведение половины строительных фирм до банкротства. Цепная реакция не заставит себя ждать – остановятся заводы стройиндустрии, потом металлургия, а затем и машиностроение. И это притом, что деньги в стране есть. Ведь когда растет или держится цена на нефть и газ, растет и ВВП. Почему не направить их на строительство дорог, социального жилья, раз у большинства населения нет денег на его приобретение? Или как в США – ввести налог на сверхдоходы, урезать аппетиты монополистов? Ведь в цене 1 кв. метра жилья до 30% — стоимость согласований, технологических присоединений к теплу, водопроводу, электроэнергии…

— Пока процветает только торговля, — продолжает Виктор Георгиевич. — За счет многочисленных посредников растут цены на энергоносители, дорожают жилищно-коммунальные услуги и, как следствие, все остальное – продукты, товары и услуги. Что касается состояния томского строительного рынка, то нам, томским строителям и монтажникам, остается наблюдать, как выигрывают конкурсы на строительство и монтаж многих объектов иногородние, в основном посреднические фирмы. В результате местные сидят без работы, а деньги в виде налогов «утекают» из области (ведь, как известно, налоги платятся в тот регион, где зарегистрирована та или иная фирма). А это миллионы рублей…

К примеру, ТВЗ застраивается строителями из ближнего зарубежья. При этом конкурсы на работы выигрывают московские фирмы и так называемые «граждане бывшей Югославии». Новый магазин «Метро» на ул. Клюева строят новосибирцы. Транспортную развязку на ул. Балтийской у Академгородка – ханты-мансийские дорожники. Тюменцы и кемеровчане обустраивают новые месторождения «Востокгазпрома» в Томской области. И таких примеров десятки. Уверен, что и строительство атомной станции, о котором так много говорится, будут также осуществлять иногородние организации. Ни одно из томских или северских строительных предприятий генподрядчиком явно не будет.

— И это в городе, где есть такой университет как ТГАСУ! – говорит Виктор Георгиевич. — Где строительная отрасль всегда была на высоком уровне, да и сегодня достаточно много хороших строительных компаний, много отличных специалистов. В ТГАСУ подготовлены именитые строители, гордость города и области. Именно томские выпускники строили город последние 50 лет, и вот сегодня нынешние специалисты этого вуза остаются не у дел. Идут в коммерцию, бизнес, куда угодно, но только не работать по специальности. Лично мне очень обидно за все это! Мне бы очень хотелось, чтобы томские строители участвовали во всех новостройках своего региона, а не бедствовали в результате того, что местный рынок захватывают иногородние. И власти в силах помочь нам.

С надеждой на будущее

В нынешнем году «Сибэлектромонтаж» сохранил свои позиции. В целом Виктор Георгиевич оценивает их как хорошие, особенно с учетом кризиса, который очень серьезно отразился на деятельности строительных компаний. За первое полугодие 2010 года выполнены работы на сумму около 40 млн. рублей (что несколько превышает показатели прошлого года). Всего же в текущем году предприятие планирует выполнить работы на сумму около 90 млн. рублей. В прошлом году было перечислено налогов около 27 млн. рублей, из них 16 млн. – в местный бюджет.

Основные работы «Сибэлектромонтаж» проводит в качестве субподрядчика на объектах «СУ ТДСК», а также – на Шингинском и Урманском нефтегазовых месторождениях (будучи субподрядчиком ОАО «Томскгазстрой»).

— Мы очень заинтересованы в притоке молодых квалифицированных кадров, — говорит в заключение директор. – В этом году у нас проходят практику десять студентов Политехнического техникума, ожидаем еще четверых из электротехнического факультета ТПУ. Конечно, этого мало, хотелось бы, чтобы молодых специалистов, во-первых, приходило больше, а во-вторых – хотелось бы, чтобы они у нас еще и оставались. Беда в том, что рабочие и строительные специальности сегодня не в почете, как раньше. Почти исчез конкурс в вузы на технические специальности. Не в ходу сегодня представители благородных, созидательных профессий…

— Но я уверен в том, что рано или поздно придет время, и опять по всей стране заработают башенные краны — символ строительства и оживления экономики, начнут строиться промышленные предприятия, станет активно обновляться жилой фонд, а люди на улицах станут веселыми и дружелюбными. Пусть это будет моим пожеланием к нашему профессиональному празднику. В надежде на то, что оно обязательно сбудется.

Денис КУЛИКОВ.

Реклама
Опубликовано в августе 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *