ЛОЦМАНЫ ВИРТУАЛЬНОГО МОРЯ. Специалисты «Агентства электронных торгов» помогают решать сложные проблемы взаимоотношений заказчиков и поставщиков

IMG_1426 - копия

Томская область одной из первых в Сибирском регионе стала развивать закупки в электронной форме. Внедряя в практику торги на собственной электронной торговой площадке, выстроила и стала совершенствовать централизованную систему закупок. Об успешном опыте томичей сообщали специализированные журналы, рассказывая, как удалось объединить в одну процедуру потребности городских и сельских заказчиков. Поставки товаров осуществлялись по одной цене для всего региона, и это было выгодно для села.

Для того чтобы заниматься этой проблемой целенаправленно и профессионально, в ноябре 2012 года несколько специалистов организовали ООО «Агентство электронных торгов». В настоящее время агентство возглавляет Татьяна Шушарина, выпускница экономического факультета ТГУ. Несколько лет она и ее коллеги работали в областном департаменте государственного заказа, где приобрели большой опыт, устраивая и совершенствуя систему закупок еще до принятия Федерального закона «О контрактной системе…». Третий год специалисты агентства успешно развивают новое направление. В канун Дня работников торговли наш корреспондент встретился с генеральным директором Татьяной ШУШАРИНОЙ.

— Татьяна Петровна, расскажите о деятельности компании. В чем состоит ваша главная задача?

— Прежде всего, осуществлять закупки с наибольшей эффективностью, добиваться оптимальности и лучшего качества, при этом неукоснительно соблюдать все нормы закона. Развивая нашу компанию, мы все силы положили, добиваясь этого. Работали до последнего дела, которое необходимо завершить сегодня. Ставили цель (она стоит и сейчас) — помогать заказчикам учиться правильно работать. Дело в том, что в контрактной системе предусмотрены очень существенные суммы штрафов за нарушение положений законодательства. Поэтому мы всегда стремимся оказать такую квалифицированную помощь своим заказчикам, чтобы они избежали штрафов.

— У вас есть юристы?

— Нет, мы привлекаем их по мере необходимости. Но наши специалисты так долго работают с нормативными актами, что накопили обширный практический опыт. Закон о контрактной системе — целая книга, а к ней прилагаются десятки подзаконных актов, которые принимаются как раз в развитие этого закона. Мы прекрасно ориентируемся в них, а вот для рядовых заказчиков досконально разобраться в этих документах бывает очень сложно.

— В круг ваших  интересов входит вся область?

— Нет, конечно. Для этого есть уполномоченные органы и организации на уровне области и города: департамент государственного заказа области, ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области», управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Томска, уполномоченные органы муниципальных районов на территории области, другие уполномоченные учреждения. Областные заказчики проводят электронные аукционы через уполномоченный орган, кроме аукционов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Также заказчики сами проводят запросы котировок и закупки у единственного поставщика. И здесь начинается та сфера, та ниша, используя которую мы как раз и можем помочь заказчикам.

Кроме областных  заказчиков, есть еще и федеральные, и муниципальные, среди которых много наших клиентов. Агентство активно работает скоро уже три года. Многие к нам обращаются за помощью. Спасибо им за то, что они нас поддерживают и доверяют нашему опыту и профессионализму.

— То есть они обращаются к вам в том случае, когда сами не могут правильно организовать процесс?

— Конечно. Либо заказчик самостоятельно не успевает провести процедуру конкурентных закупок, либо просто боится совершить ошибку. Наша работа, как у саперов: ошибаться нельзя.

— Только последствия несколько легче?

— Да как сказать. Руки-ноги не отрывает, конечно, но последствия ошибки могут быть очень плачевными. Средняя зарплата специалиста по закупкам — 12-25 тысяч рублей, а штрафы – 30-50 тысяч. Вот и считайте, сколько раз можно ошибиться. Поэтому многие заказчики принимают решение: пока компетенция их специалистов по закупкам не достигла такого уровня, чтобы работать без нарушений, нужно обращаться в Агентство за консультациями.

— Какие вы еще оказываете услуги?

— Второе направление – аудит закупочного процесса. Очень интересное и перспективное направление. Допустим, руководитель заказчика не очень понимает в закупках, в то время как его специалист утверждает, что все идет хорошо. Как проверить квалификацию своего специалиста, не дожидаясь контрольной проверки? В этом случае заказчики обращаются к нашим специалистам. Мы даем свои рекомендации, а руководитель принимает какое-то управленческое решение.

— А кто же работает с поставщиками?

— Работа с поставщиками — наше третье очень важное направление. Кстати сказать, когда я работала в департаменте, мы с поставщиками практически не взаимодействовали в плане обучения и консультативной помощи. А здесь целый блок большой работы: помочь участникам закупок правильно составлять заявки, не бояться конкуренции, отстаивать свои интересы в антимонопольной службе. Некоммерческая организация «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области» совместно с ООО «Агентство электронных торгов» предлагает предпринимателям области получать бесплатные услуги по консультированию в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок, осуществляемых иными видами юридических лиц, в том числе электронных торгов. Второй год мы реализуем такую помощь в рамках государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области». Это мероприятие направлено на повышение уровня квалификации руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры развития предпринимательства.

— Давайте перейдем непосредственно к электронным торгам. Какое место занимают они в современной экономике, в чем их значение? Какова их специфика?

— Они занимают ключевое место, ведь около 80 процентов государственных и муниципальных конкурентных закупок проводятся в форме электронных аукционов. Почему я до этого говорила, что нам ошибаться нельзя? Потому что ошибку зачастую исправить невозможно. Закупочный процесс сегодня очень прозрачный: заказчик публикует каждое свое действие на официальном сайте по закупкам (в единой информационной системе). И то, что подписано электронной подписью, стереть невозможно. Кроме того, официальный сайт фиксирует дату публикации, содержание документа. Утаить, переделать практически ничего нельзя. Поэтому-то многие заказчики и проявляют беспокойство, опасаясь, что им не хватит квалификации. А значит, лучше обратиться к специалистам, чем наделать ошибок и потом расхлебывать последствия в виде штрафов.

— На что следует обращать первостепенное внимание при электронных торгах?

— Аукционный способ торгов – это такой способ, который не учитывает ни опыта, ни квалификации участников закупки. Грубо говоря, можно организовать любую фирму, перевести оператору денежные средства для обеспечения заявки, что дает право участвовать в аукционе. Проблему электронных торгов можно решить только с помощью грамотно составленного технического задания. Таково первое необходимое условие. Второе условие – всесторонне продуманный контракт, который позволит закрепить обязанности поставщика и учесть график исполнения обязательств. А, следовательно, в случае первого же сбоя и невыполнения требований принять меры к  расторжению контракта, начислению пени и выплаты неустойки. Если контракт расторгается в одностороннем порядке, поставщик попадает в реестр недобросовестных и не может участвовать в конкурентных процедурах закупки ближайшие два года. Четкое выполнение двух этих юридических условий позволит держать поставщика в правовых рамках.

Еще одна проблема — неграмотное составление заказчиками технических заданий, которые не соответствуют техническим регламентам и ГОСТам. А поставщики должны подготовить заявки, которые бы соответствовали техническому заданию. Это порой бывает сделать трудно, так как подтверждение характеристик, не соответствующих национальным стандартам, может быть расценено заказчиком как предоставление недостоверной информации.

— Татьяна Петровна, можете прокомментировать ситуацию на рынке по выполнению подрядных работ на объектах социальной сферы?

— Проблемы строительства хотелось бы обозначить отдельным блоком. Потому что на стадии выполнения строительно-монтажных работ выясняется ужасно низкое качество проектно-сметной документации. Неправильно составлена смета, неверно указаны объемы, не учтено то, что необходимо выполнить. При столь низком уровне профессионализма проектировщиков заказчик вынужден пойти на замену видов работ, а это отступление от условий контракта. В итоге руководители, контрактные управляющие несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нельзя не отметить еще одну проблему. В условиях сегодняшнего кризиса, введенных санкций против России объем закупок сократился, в том числе произошло снижение объемов заказов на выполнение строительно-монтажных работ. Стараясь получить подряд, участники закупок зачастую снижают в ходе торгов начальную (максимальную) цену контракта на 20-30, а то и 40 процентов. А что потом? Начинается «экономия» на замену строительных материалов более дешевыми и худшего качества. Срываются сроки сдачи объектов, страдают люди, так как это происходит на объектах социальной сферы.

— С кем вы несете нелегкую ношу просветительства в сфере электронных закупок в качестве лоцманов виртуального моря?

— Хотелось бы отметить моих самых главных помощников: Ольгу Валерьевну Каштанову и Наталию Александровну Чичкову. Это специалисты высшей категории, способные дать консультацию любой сложности. Ольга Валерьевна специализируется в области закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ). В сферу нашей профессиональной деятельности входит также преподавательская работа. Мы — нештатные преподаватели Томского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Рассказываем просто и доходчиво о самых сложных проблемах, систематически проводим курсы повышения квалификации, семинары в Томске, области, а также за ее пределами: в Красноярском крае, Иркутской области.

— День работников торговли — праздник и на вашей улице. Кого бы вы хотели поздравить и что пожелать?

— Учитывая специфику праздника, хотелось бы поздравить поставщиков, подрядчиков и исполнителей, с которыми мы много и плодотворно работаем, и которым помогаем сориентироваться в этом непростом деле: государственные и муниципальные закупки.

Владимир ФЕДОРОВ.

Реклама
Опубликовано в июле 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *