«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДИСПЕТЧЕР СЛУШАЕТ…». Днем и ночью они контролируют работу самого массового вида транспорта

DISP

Диспетчер «Томской лифтовой компании» Татьяна Леонова и оператор Надежда Дмитриева контролируют работу сотен лифтов.

… — Лифт на команды не реагирует? Из кабины можете выйти?

Диспетчер Томской лифтовой компании Татьяна Леонова включается в нештатную ситуацию в полсекунды. Где-то там, на подведомственном ей участке в маленькой кабине застряли люди, надо их успокоить, выяснить предполагаемую причину непослушания лифта, если понадобится, выслать электромеханика. Время на разрешение проблемы дается немного: 10-20 минут, и механик прибудет на место. Людей вызволяют из кабины как можно быстрее, а в случае серьезной аварии придется потерпеть людям без работы лифта не более двух часов, но последнее бывает крайне редко, и людей вызволяют из кабины все равно быстрее.

«Томская лифтовая компания» (ТЛК) — известное предприятие сибирского региона и Томской области по установке и обслуживанию лифтов, эскалаторов, траволаторов. Клиенты компании – владельцы крупных торговых центров, офисных зданий, коттеджей. Но самый большой фронт работы, конечно, жилые микрорайоны, в которых фирма обслуживает почти 50 % лифтового хозяйства Томска, а это больше 1500 лифтов в многоэтажках. За многие годы работы ТЛК приобрела бесценный опыт и зарекомендовала себя ответственным участником рынка, почти каждый год компания становится лауреатом конкурса «Сто лучших товаров России». Само собой, без слаженной работы диспетчерской службы такого признания фирма не получила бы.

Диспетчерских отделений в ТЛК два – в Советском и Октябрьском районах Томска. В каждом из них круглосуточно дежурят оператор и диспетчер. Смена длится 24 часа, потом сотрудники отдыхают, через три дня снова заступают на дежурство.

— С внедрением автоматизированных диспетчерских комплексов контроля наша работа стала гораздо эффективнее, — рассказывает Татьяна Леонова, чей стаж службы в лифтовом хозяйстве почти два десятка лет. – В диспетчерах я девять лет, но девять лет назад наш график был иным. Нужно было с шести утра обойти и включить лифты, а после одиннадцати часов вечера выключить, днем отвечать на все вызовы по стационарному телефону. Раньше на ночь лифты в домах отключали, потому что не было возможности круглосуточно контролировать процесс их работы.

Сегодня и «передовая» диспетчеров лифтовой службы выглядит иначе. В углу комнаты подмигивает зелеными огоньками диспетчерский комплекс, именно эта техника дает возможность получать и передавать на экран диспетчера всю информацию о конкретном лифте. Даже в случае отключения электроэнергии диспетчерский пункт может еще два часа продолжать свою работу благодаря накопителям энергии, этого хватает, чтобы дать необходимые указания лифтерам, электромеханикам и пассажирам. На мониторе каждому лифту соответствует небольшой прямоугольник, который меняет цвет с серого на красный и начинает мигать в случае возникновения какой-либо проблемы. Причем каждой нештатной ситуации или неисправности соответствует свой значок-пиктограмма.

— Вот здесь пассажир воспользовался кнопкой переговоров, — оператор диспетчерской службы Надежда Дмитриева показывает на монитор, в одном из прямоугольников появился значок-колокольчик. Оператор – правая рука диспетчера, главный его помощник.

– Звонят и по телефонам, указанным в информационном листке на стенке лифта, и по «громкой связи» с нами общаются, — продолжает рассказ Надежда, пока Татьяна общается с пассажирами. — А вот в этом доме механик в машинное отделение пошел, об этом и звуковой сигнал сообщает, и картинка с шестеренкой на мониторе. Можно и в динамике работу лифта посмотреть, видно, как прямоугольник передвигается в шахте лифта, есть ли в нем пассажиры, обозначенные картинкой-человечком.

Кроме визуальных предусмотрены и звуковые сигналы на случай, если оператор или диспетчер на минуту отлучатся. За сутки работы, конечно, находится время, чтобы перекусить, выпить чаю, подремать, пока напарник смотрит на мониторы за двоих. В диспетчерской есть и санузел с душем, и пищеблок, оборудованный всем необходимым, и мягкое кресло.

На почти две тысячи лифтов – всего два диспетчерских отделения? Не мало ли?

— Справляемся, — говорит начальник участка эксплуатации ТЛК Павел Санников. – Спасибо автоматизации процесса контроля и быстроте реагирования аварийных бригад. Да и лифтовое хозяйство продолжает обновляться, в современной технике многое автоматизировано и направлено на предотвращение внештатных ситуаций. Главная причина неприятностей с лифтами сейчас – человеческий фактор. Граждане пытаются ездить в кабине толпой, возить негабаритную мебель, оставляют мусор, который препятствуют открыванию-закрыванию дверей, надолго блокируют двери, если нужно придержать лифт, вместо того чтобы воспользоваться кнопкой стопа. И вандалов пока хватает, не хотят они беречь то, что стоит государству и самим жильцам немалые деньги. Ну, и от отключений электроэнергии никто не застрахован, это самая неприятная нештатная ситуации. Два года назад, например, в сентябре, часть Томска была обесточена из-за аварии на линии. Естественно, и лифты остановились, нам пришлось координировать действия трех аварийных бригад ТЛК таким образом, чтобы освободить из 29 кабин застрявших в них людей. Но в таких случаях к работе подключаются даже те, кто отдыхает после смены.

Если за сутки диспетчерам двух отделений ТЛК поступает 20-30 вызовов, это, считай, спокойная смена. «Бывает больше 70, — поясняет мастер участка эксплуатации Людмила Редингер. – Но это в основном в праздники, когда на Новый год люди массово гуляют в гости друг к другу или направились на фейерверк. Или в выходные, когда нагрузка на лифты увеличивается, потому что граждане чаще, чем обычно, ими пользуются. Вот, например, статистика за апрель: Советский участок — 516 вызовов, Октябрьский – 444. Раньше, когда в эксплуатации преобладали лифты старого поколения, вызовов было не меньше 60 в день, а в выходные больше 130».

Совершенствование лифтового оборудование и от персонала требует соответствующей подготовки. Практически все механики – с высшим образованием. И диспетчеры также должны знать немало специфической информации: как устроен лифт, какие поломки могут случиться, что делать в том, или ином случае. Приветствуются четкая дикция, хороший слух, отличное знание города. И немного психологом быть приходится, нужно уметь найти общий язык с любым пассажиром лифта.

— Люди же разные, — говорит диспетчер Татьяна Леонова. – Нередко кричат сразу: «Как это 10 минут ждать помощи! Это очень долго!». От пьяных и маты сыпятся. Всегда стараемся успокоить пассажиров, эмоциями ведь делу не поможешь. Надо заметить, что с каждым годом граждане культурнее становятся. Дети молодцы, порой дисциплинированнее взрослых себя ведут, следуя нашим инструкциям и не паникуя. За детей же больше переживаешь. Бывает, люди и не по делу кнопку для переговоров используют, спрашивают, который час или просто здороваются, хорошего дня нам желают. Ну и отлично, значит, у человека все в порядке. Мы ему и точное время скажем, и здоровья в ответ пожелаем.

Диспетчеры обязаны реагировать на все вызовы и жалобы, будь то шум или скрип в лифтовой шахте или недостаточное освещение в кабине. В общем, легкой и спокойной профессию диспетчера лифтовой службы не назовешь.

— За сутки так входишь в роль дежурного, — говорит Татьяна Леонова, — что и дома на телефонный звонок отвечаешь автоматически: «Томская лифтовая слушает!». Знакомые уже привыкли к такому, смеются: «Расслабься, ты уже дома».

Наталья ШЕРЕМЕТ.

Газета «Красное знамя», июнь 2016 г.

На правах рекламы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *