Правовая помощь в условиях пандемии — нотариальные конторы продолжают работу в дежурном режиме

Н.В. Калашникова-2ред-сжатДень российского нотариата, который отмечается 26 апреля, в этом году нотариусы встречают в условиях пандемии коронавируса. Ограничительные меры не прервали их работу, ведь у граждан и представителей бизнеса всегда есть неотложные вопросы, требующие решения, в их числе — удостоверение доверенностей, завещаний, оформление наследства, удостоверение решений органов управления юрлиц, передача заявлений в налоговые органы и другие. Многие юридически значимые действия требуют участия нотариуса.

Минимизировать контакты

Для участия нотариусов в обеспечении стабильности и законности гражданского оборота в условиях ограничительных мер Федеральной нотариальной палатой при поддержке Министерства юстиции РФ было принято решение организовать в регионах работу «дежурных нотариальных контор» при соблюдении всех рекомендованных санитарных норм. Актуальная информация обо всех нотариальных конторах Томской области, которые дежурят в период до 30 апреля, размещена на сайте Томской областной нотариальной палаты.

— У граждан и представителей бизнеса сохранилась возможность своевременно получать квалифицированную правовую помощь. В эти дни к нотариусам обращаются по вопросам удостоверения сделок с недвижимым имуществом, потому что ранее уже были заключены предварительные договоры и одобрена ипотека в банках, — рассказывает президент Томской областной нотариальной палаты Наталья КАЛАШНИКОВА. – Востребованным остается и такое срочное нотариальное действие, как выдача постановления о выплате денежных средств на достойные похороны, в котором никто, кроме нотариуса, не может помочь.

Нотариусы при работе с гражданами соблюдают все необходимые меры предосторожности. Работа «дежурных нотариальных контор» ведется только по предварительной записи и обеспечивает население области нотариальными действиями, носящими безотлагательный характер. В случае удостоверения сделок, требующих присутствия двух и более человек, соблюдаются масочный режим и социальная дистанция. Помещения нотариальных контор регулярно проветриваются, кварцуются, все поверхности обрабатываются дезинфицирующими средствами.

— Запись на прием к нотариусу ведется по телефону либо посредством электронной почты нотариуса, при этом предлагается копии всех необходимых документов предварительно отправлять по электронной почте, — продолжает Наталья Калашникова. – Нотариус готовит проекты документов, к определенному времени гражданин приходит в нотариальную контору и уже в его присутствии оперативно совершается нотариальное действие. Мы стараемся до минимума сократить время пребывания граждан в нотариальной конторе и ограничить контакты с другими посетителями.

Удобные инструменты

В сегодняшней непростой обстановке многие граждане и представители бизнеса открывают для себя новые возможности нотариата, и прежде всего электронного нотариата. Особо востребованными становятся такие нотариальные действия, как удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу, передача документов другим гражданам и юридическим лицам, передача сведений в ФНС и Росреестр. В связи с тем, что многие учреждения приостановили свою работу с гражданами, в том числе МФЦ, ФНС, отправка документов через нотариуса стала для многих единственным способом обеспечить свои права или своевременно исполнить обязанности.

«Поскольку МФЦ некоторое время не работали с заявителями, граждане обращались к нотариусу, нотариус удостоверял сделку, в том числе для которой не предусмотрено законом обязательное нотариальное удостоверение, и в электронном виде направлял в Росреестр документы, необходимые для регистрации перехода права собственности, — поясняет Наталья Калашникова. — Гражданам не нужно было ехать в МФЦ, достаточно было один раз обратиться к нотариусу. После регистрации покупатель в назначенное время получал у нотариуса выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Эта услуга позволила минимизировать для граждан «хождение» по учреждениям, что в условиях самоизоляции немаловажно. Более востребованной в сегодняшних условиях оказалась передача через нотариуса документов юридическим лицам, в том числе подача сведений на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ФНС».

Не спешите за наследством!

— Много вопросов сейчас возникает по срокам оформления наследства: для подачи заявлений о принятии наследства и получения свидетельства о праве на наследство, — говорит Наталья Владимировна. — Порядок определения сроков регламентирован Гражданским кодексом РФ. Шесть месяцев, предусмотренных законом для принятия наследства, заканчиваются в соответствующее число последнего месяца срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Указом Президента Российской Федерации в стране до 30 апреля текущего года установлены нерабочие дни. В соответствии с этим, если сроки принятия наследства оканчиваются в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года, днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за данными днями рабочий день (сейчас это 6 мая), также определяются сроки для выдачи свидетельства о праве на наследство. На это нужно обращать внимание нотариусам и гражданам. Если ограничительные меры (нерабочие дни) будут продлены, сроки оформления наследства и получения свидетельства о праве на наследство также будут сдвинуты до первого официального рабочего дня по завершении всех ограничений.

Работа на дистанции

Нотариат сегодня – полноправный партнер электронного правительства, у нотариусов налажено цифровое сотрудничество с рядом федеральных ведомств и служб, что позволяет запрашивать и получать в электронном виде самые разные данные, необходимые для удостоверения сделок. С 2014 года работает Единая информационная система нотариата, которая была создана Федеральной нотариальной палатой, куда вносятся сведения обо всех совершенных нотариусами нотариальных действиях, об открытии наследства, об уведомлениях о залоге движимого имущества. Федеральной нотариальной палатой созданы и развиваются также публичные бесплатные онлайн-сервисы нотариата, которыми могут воспользоваться все желающие, – информация на них постоянно актуализируется.

В реестре доверенностей можно проверить на подлинность нотариальную доверенность, а также узнать, не отменена ли она. Можно также получить сведения о лице, удостоверившем доверенность. Для проверки нужно иметь саму доверенность либо ее копию, зайти на сайт www.reestr-dover.ru.

В реестре наследственных дел можно получить информацию, было ли заведено наследственное дело и каким нотариусом. Для этого нужно лишь ввести фамилию, имя, отчество и даты рождения и смерти наследодателя.

Реестр уведомлений о залоге движимого имущества, оператором которого также выступает Федеральная нотариальная палата, был создан нотариатом по поручению Президента РФ для защиты интересов кредиторов, залогодержателей и добросовестных покупателей и является одним из факторов безопасности гражданского оборота: www.reestr-zalogov.ru.

— Любой гражданин, приобретающий автомобиль, может обратиться к реестру залогов движимого имущества и проверить, не находится ли он в залоге, — приводит пример президент нотариальной палаты. — Даже если залог в отношении этого автомобиля не был зарегистрирован, все равно лучше обратиться к нотариусу и получить выписку из реестра залогов. Если вдруг впоследствии окажется, что автомобиль был заложен, но по какой-то причине сведения об этом не были внесены в реестр залогов, с помощью выписки из реестра залогов покупатель в суде сможет доказать свою добросовестность. Покупатель в этом случае будет вне опасности, машину у него не заберут. Если залогодержатель не зарегистрировал в публичном реестре сведения о переданном ему в залог имуществе заемщика, то он сам не обезопасил свои риски и в случае судебного спора не сможет претендовать на первоочередность получения возмещения, в отличие от кредиторов, которые зарегистрировали уведомление о залоге указанного имущества.

Все эти реестры доступны на сайте Федеральной нотариальной палаты. Уже сегодня многие вопросы можно решать удаленно. Планируется, что цифровые возможности нотариата будут еще шире. В декабре этого года вступят в силу поправки в федеральное законодательство, которые позволят удаленно, без личного посещения нотариуса совершать отдельные нотариальные действия. В настоящее время нотариат разрабатывает и создает инфраструктуру для введения в гражданский оборот удаленных и дистанционных нотариальных действий. Это касается действий, которые не требуют проверки волеизъявления заявителя, таких, как принятие в депозит безналичных денежных средств, совершение исполнительных надписей, получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, принятие на хранение электронных документов, передача электронных документов другим физическим и юридическим лицам и другие.

Кроме того, с января 2021 года появится возможность удостоверить сделку дистанционно с участием двух и более нотариусов, находящихся в разных населенных пунктах, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия. Когда, к примеру, продавец недвижимости находится в одном городе, а покупатель в другом. Выбор нотариусов, участвующих в удостоверении такой сделки, будет осуществляться непосредственно самими участниками сделки.

Юлия КЛИМЫЧЕВА.

Наталья КАЛАШНИКОВА, президент Томской областной нотариальной палаты:

Поздравляю всех коллег-нотариусов, работников нотариальных контор и нотариальной палаты, ветеранов нотариата с приближающимся профессиональным праздником – Днем нотариата. Хочется пожелать всем крепкого здоровья и благополучия, а также терпения, чтобы пережить сложную ситуацию с пандемией. Желаю коллегам профессиональных успехов, новых интересных нотариальных действий.

Газета «Красное знамя», 24 апреля 2020 г.

На правах рекламы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *